МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР «МЕЛИОРАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРОШАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРОШАЕМОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ» посвященный 50-летию Гидрогеолого-мелиоративной службы (ГГМС) Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан

Дата проведения: 24 сентября 2021 г., начало в 14:00 (по времени г.НурСултан);

Формат проведения: на платформе ZOOM;

Язык проведения семинара – русский.

14:00 Открытие (общее приветствие, представление участников) Модератор – Руководитель РГУ «Южно-Казахстанская ГГМЭ» МСХ РК – М.Ю.Эсанбеков

14:05 Приветственное слово и поздравительная речь Министра сельского хозяйства Республики Казахстан — Ербола Шыракпаевича Карашукеева Представитель МСХ РК

14:15 Нормативно-правовая база Гидрогеолого-мелиоративной службы Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан М.Жадигерулы – Начальник управления мелиорации МСХ РК

14:20 История организации и развития Гидрогеолого-мелиоративной службы Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан К.А.Анзельм — Руководитель отдела РГУ «Южно-Казахстанская ГГМЭ» МСХ РК, ветеран водного хозяйства

14:35 Современный мониторинг мелиоративного состояния орошаемых земель юга Казахстана М.Эсанбеков

14:50 Стабилизация мелиоративной ситуации на орошаемых землях южного Приаралья исходя из концепции нейтральной деградации земель В.И.Соколов, к.г.н., Руководитель Агентства МФСА, Узбекистан

15:00 Выступление участников (по 7-8 минут) Все участники по желанию

15:30 Подведение итогов и закрытие М.Эсанбеков

Доклад руководителя Агентства МФСА Соколова В.И.

 

По инициативе Президента Республики Узбекистан 18 мая 2021 года Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию «Аральское море — зона экологических инноваций и технологий».

Общая цель этой инициативы Узбекистана состоит в том, чтобы позиционировать регион Аральского моря в качестве глобального пионера в использовании системных инноваций для финансирования преобразований экономики и общества в зоне экологического кризиса, создания новых и лучших возможностей для его людей, помогая при этом возродить ухудшающуюся экосистему, которая со временем должна быть стабилизирована и улучшена. В результате, благосостояние и процветание всех народов региона Аральского моря будут улучшены, а негативные последствия климатического и экологического кризиса значительно уменьшены для поддержки достижения целей повестки дня 2030 года. Среди которых – широкое внедрение принципов интегрированного управления водными ресурсами и достижение нейтральной деградации земель.

Важно отметить, что Республика Узбекистан первая из всех государств Азиатского региона и СНГ ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием и приняла активное участие во всех этапах ее подготовки.  Узбекистан в 1995 году присоединился к этой Конвенции и в 1999 году была разработана Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием.

С 2016 года Конвенция налагает определенные обязательства по обеспечению нейтральной деградации земель (НДЗ). За основу приятно Техническое руководство «Постановка целей для нейтрального баланса деградации земельных ресурсов». Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием земель (UNCCD), 2016 г.  В связи с этим, в феврале 2018 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению эффективности работ по борьбе с опустыниванием и засухой в Республике Узбекистан». Добровольная цель по НДЗ, принятая Узбекистаном — “К 2030 году закончить борьбу с опустыниванием, восстановить деградированные земли и почвы, включая земли, затронутые опустыниванием, засухой и наводнениями, и стремиться к достижению нейтрального к деградации земель мира”.

В настоящее время в Узбекистане готовится запуск проекта,  цель которого — повышение жизнеспособности и устойчивости ландшафтов и устойчивого жизнеобеспечения в бассейне Аральского моря и достижения прогресса в обеспечении нейтральности к воздействию деградации земель (НДЗ) посредством интегрированного управления наземными, озерными, водно-болотными и прибрежными экосистемами с вовлечением частного сектора и местных сообществ.

Один из компонентов проекта направлен на достижение целевой задачи: обеспечить адекватный уровень подачи воды на орошаемых сельскохозяйственных землях (в трех областях – Бухарская, Хорезмская и Каракалпакстан), достаточный для снижения деградации этих земель (засоления). «Адекватным» предлагается понимать – режим орошения (в сочетании с внедрением водосберегающих технологий полива и соблюдении агротехники), при котором не будет снижаться бал бонитета почв и не будет повышаться степень засоления почв — по сравнению с базовым уровнем.

 

Меры, которые предложены для достижения нейтральной деградации земель на орошаемых территориях в зоне Приаралья делятся на две части.

Первая — агротехнические меры (на уровне фермеров): меры, повышающие качество почвенного покрова (например, мульчирование и посадка повторных культур); меры, повышающие долю органического вещества/плодородность почвы (например, использование компоста, удобрений), обработка поверхности почвы (например, противоэрозийная обработка и лазерная планировка) и нижних слоев (например, глубокая вспашка). Все эти меры должны привести к тому, что показатели плодородия почв (бал бонитета) станут стабильными – не будут снижаться в перспективе.

Вторая — меры снижению общего водопотребления в орошении  при соблюдении оросительных норм и сроков (не пересмотр норм и снижение их по объему, а именно – соблюдение на уровне цепочки: БУИС – УИС – АВП – фермер). За счет чего должно будет снизиться общее водопотребление орошаемого земледелия? Предлагается сосредоточить деятельность проекта на продвижение двух основных мер.

Снижение водопотребления на уровне фермера за счет внедрения водосберегающих технологий и учета воды. При этом существующие оросительные нормы должны быть адаптированы к новой технике полива. Здесь резерв снижения находится в диапазоне 5-10 % от базового уровня (390 – 780 млн. м3 в год от существующего уровня суммарной оросительной нормы для всей зоны проекта).

Снижение затрат воды на уровне водоподачи — за счет повышения КПД техническими мерами (реконструкция каналов и ГТС, автоматизация, учет воды и др.) и институциональными мерами (стимулы и санкции). Здесь резерв снижения водозабора находится в диапазоне 5-10 % от базового уровня (около 550 млн. м3 в год от существующего уровня водозабора в зоне проекта).

В рамках проекта можно также рассмотреть и третий путь возможного снижения водопотребления орошаемого земледелия – пересмотр структуры посевов. Данную меру можно реализовать в рамках выработки и моделирования перспективных сценариев водохозяйственных балансов зоны проекта.

 

Выступление заместителя Исполнительной дирекции ИК МФСА в Казахстане, канд.геогр.наук. Нарбаев М.Т.

Уважаемые участники международного семинара!

Орошаемое земледелие было неотъемлемой частью развития древних цивилизаций аридных территорий Центральной Азии.

При этом интенсивное развитие орошаемого земледелия в период 1900 – 1950 годы, освоение новых малопродуктивных земель требовавших крупных капитальных вложений и больших затрат поливной воды, а в дальнейшем полный переход на экстенсивное природопользование в 60-е и 80-е годы привело к глобальной экологической катастрофе Аральского моря.

Резкое ухудшение экологической ситуации в Аральском регионе привело к деградации природных экосистем, загрязнению и сокращению, а в дальнейшем и исчезновению ледников, нарастанию опустынивания, активизации процессов засоления почв.

Ежегодный ущерб от деградации земель вызванный нерациональным землепользованием и ухудшением качественного состояния пахотных земель и пастбищных территорий, составил в целом по региону около $ 6 млрд., в Казахстане они превышают $ 3 млрд., т.е. около 3% от ВВП.

Большая часть ущерба в Центральной Азии, около $ 4,6 млрд., связана утратой продуктивности пастбищ и их экологических функций с переходом в менее ценные и бесплодные земли. За этот период площадь таких деградированных пастбищ составила 14 млн. га.

 

Исследования показывают, что затраты, связанные с действиями по борьбе с деградацией земель, представляют лишь малую часть потерь в случае бездействия. Подсчитано, что затраты на борьбу с деградацией земель составят примерно $ 53 млрд. в течение 30-летнего горизонта, тогда как если ничего не будет сделано, потери могут составить почти $ 288 млрд. за тот же период. Это означает, что каждый доллар, вложенный на борьбу с деградацией земель, может получить около $ 5 отдачи.

 

В Казахстане деградация пашни составляет 36 млн. га, в том числе, 2,3 млн. га — орошаемые территории. Пахотные земли утратили 20-30% гумуса, 7,8 млн. га подвержены ветровой эрозии и 0,5 млн. га — водной эрозии;
50% орошаемых земель вторично засолены. Пастбища занимают 187 млн. га, в том числе в аридной зоне — около 120 млн. га. Площадь деградированных пастбищ составляет 63 млн. га, или более 30% территории выпасов.

Общие потери природного потенциала от опустынивания по своим масштабам сопоставимы с валовым национальным доходом страны.

 

Уважаемые участники международного семинара!

 

Принимая во внимание современные экологические и экономические условия, правительствам стран региона рекомендуется продолжить развитие институциональной и нормативно-правовой базы мелиоративных служб, предусмотреть ежегодное увеличение государственного финансирования мероприятий по активизации мелиоративных работ, борьбы с деградацией земель и опустыниванием в соответствии с принятыми научно-обоснованными нормами и международными стандартами.

В свою очередь Международному Фонду спасения Арала (МФСА) и другим международным и региональным организациям необходимо активизировать региональное сотрудничество по привлечению финансовых средств донорского сообщества для реализации четвертой Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ-4).

 

Благодарю за внимание!

 

Директор института ирригации и водохозяйственных проблем Узбекистана (бывший САНИИРИ)

 

 

Безбородов Ю.Г.

 

ТИИИМСХ – Исаев Сабиржан.

 

Жумахан Мустафаев

 

24 сентября 2021 г. прошел международный семинар