Третья Программа бассейна Аральского моря (ПБАМ-3).

28 апреля 2009 года, главы государств Центральной Азии выступили с совместным заявлением, подчеркнув важную роль МФСА в координации и решении фундаментальных аспектов сотрудничества для преодоления кризиса бассейна Аральского моря и укрепление сотрудничества с учреждениями системы ООН и другими международными организациями. Было также решено поручить Исполкому МФСА совместно с Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссией, Межгосударственной комиссией по устойчивому развитию МФСА с привлечением национальных экспертов и доноров разработать Программу действий на период 2011-2015 годы (ПБАМ-3).

 

Конечной целью ПБАМ-3 было улучшение экологической и социально-экономической ситуации в бассейне Аральского моря. Было предложено достигнуть этого за счет улучшения социально-экономической и экологической ситуации за счет применения принципов интегрированного управления водными ресурсами для разработки взаимоприемлемого механизма многоцелевого использования водных ресурсов и защиты окружающей среды в Центральной Азии с учетом интересов всех государств региона.

ПБАМ-3 была разработана Исполкомом МФСА совместно с Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), Межгосударственной комиссией по устойчивому развитию (МКУР), национальными экспертами из стран Центральной Азии и в тесном сотрудничестве с сообществом доноров, включая Всемирный банк, Европейский союз, USAID, GTZ и SDC, чтобы сделать ПБАМ-3 продуктом совместным усилием стран-членов, доноров и гражданского общества.

ИК МФСА попросил страны-члены подготовить проектные предложения в соответствии с рамочным документом. В ответ, ИК МФСА получил в общей сложности 335 проектных предложений, в том числе 149 предложений по направлению 1, 100 по направлению 2; 71 по направлению 3 и 15 по направлению 4. Эти предложения были объединены и были определены 47 проектов в четырех направлениях:

 

Направление 1 — Комплексное использование водных ресурсов

Первое направление — комплексное использования водных ресурсов — включает в себя проекты, направленные на решение проблем, связанных с трансграничными водными ресурсами, созданием систем мониторинга, моделированием и созданием баз данных, разработкой бассейновых планов, а также обеспечением безопасности водохозяйственных сооружений. Комплексное использование водных ресурсов с учетом интересов всех государств региона предлагает следующее:

  • Разработка предложений по оптимизации управления и использования водных ресурсов в Центральной Азии с учетом факторов окружающей среды, последствий изменения климата с целью удовлетворения национальных интересов в бассейне Аральского моря.
  • Совершенствование и укрепление управления трансграничными водными ресурсами.
  • Модернизация, автоматизация и улучшение технического состояния водных объектов.
  • Содействие странам Центральной Азии в решении проблем поддержания устойчивого состояния окружающей среды в условиях изменения климата.
  • Повышение эффективности использования водных ресурсов и мелиорации орошаемых земель, снижение нагрузки на государственные бюджеты за счет сокращения объемов затрат на техническое обслуживание и ремонт ирригационной инфраструктуры.
  • Улучшение качества предоставляемых гидрометеорологических услуг зависящим от погоды секторам экономики Центральной Азии.
  • Совершенствование системы мониторинга, в том числе сбора, передачи, обработки, хранения и распространения гидрометеорологической информации.
  • Создание баз данных и компьютерных моделей для управления трансграничными водными ресурсами.
  • Оказание помощи в согласовании параметров мониторинга водных ресурсов и орошаемых земель.
  • Оказание помощи странам в снижении риска стихийных бедствий, в том числе путем укрепления регионального сотрудничества, повышения готовности к стихийным бедствиям и реагированию.
  • Повышение эффективности принятия решений, предупреждение причин возникновения конфликтных ситуаций и самих конфликтов
  • Экологические проблемы являются одними из важных результатов реализации проектов.
  • По решению вышеуказанных вопросов, будет улучшена эффективность водопользования за счет снижения непроизводительных потерь, будет увеличен КПД оросительных систем и технический уровень эксплуатации оросительных систем.
  • Посредством реализации вышеуказанных мероприятий, будет повышена урожайность. Системы мониторинга и раннего предупреждения будут модернизированы, что позволит улучшить безопасную эксплуатацию гидротехнических сооружений на длительный срок.

 

Направление 2 — Охрана окружающей среды

Вторая группа проектов решает проблемы, связанные с охраной окружающей среды и улучшения состояния окружающей среды, включая сохранение биоразнообразия и снижение рисков стихийных бедствий. Ожидаемыми результатами являются:

  • Улучшилась окружающая среда в дельте Сырдарьи и Амударьи.
  • Улучшилась окружающая среда гор.
  • Улучшилась окружающая среда и продуктивность пастбищ.
  • Созданы региональные информационные системы по окружающей среде.

Направление 3 — Социально-экономическое развитие

Третья группа проектов решает социально-экономические вопросы, в том числе улучшение жилищных условий, обеспечение устойчивого развития, увеличения занятости и улучшения систем водо-и электроснабжения, образования и здравоохранения. Ожидаемыми результатами являются:

  • Улучшение доступа к безопасной питьевой воде.
  • Для сельского населения: создание и/или развитие частных малых предприятий, создание новых рабочих мест, и повышение эффективности труда.
  • Повышение качества медицинских услуг.
  • Повышение эффективности и качества образования в школах и дошкольных учреждениях в сельской местности.

Направление 4 — Улучшение институциональных и правовых механизмов

Это направление включает в себя проекты, направленные на решение вопросов, связанных с институциональным развитием: улучшение нормативно-правовой базы и институциональной структуры, укрепление потенциала региональных органов МФСА, разработка политики и стратегии устойчивого развития строительства, подготовка кадров и наращивание потенциала и повышение осведомленности общественности. Ожидаемые результаты:

  • Созданы условия для прозрачного и взаимовыгодного регионального диалога и сотрудничества, включая создание отраслевого диалога между правительствами.
  • Созданы условия для свободного обмена мнениями по жизненно важным вопросам, в том числе по укреплению связей между заинтересованными сторонами, министерствами и ведомствами, научными и культурными сообществами и обществом в целом.
  • Улучшились институциональные механизмы и договорные и правовые основы регионального сотрудничества по управлению водными ресурсами.
  • Выявлены наиболее глубокое понимание наиболее важных вопросов регионального сотрудничества, в том числе оценки ситуации, причин проблем регионального сотрудничества, и взаимоприемлемые пути решения этих проблем.
  • Разработаны предложения по совершенствованию национальных законодательных актов и проектов законодательных и нормативных документов в целях повышения эффективности мероприятий, направленных на адаптацию и смягчение последствий изменения климата в контексте конвенции ООН об изменении климата.
  • Улучшилась национальная нормативно-правовая база для обеспечения безопасности водохозяйственных сооружений в странах Центральной Азии.
  • Усилен потенциал ИК МФСА.
  • Создан прототип единой системы информации и анализа в водном секторе.
  • Разработана коммуникационная стратегия для заинтересованных сторон и общественности.
  • Улучшилась система обучения для водного сектора и гидрометеорологических услуг в Центральной Азии.

Следует отметить, что приведенные выше инструкции дополняют друг друга таким образом, что одно целое – это больше, чем сумма составляющих, и, что через реализацию предлагаемых проектов по данным разным направлениям, достигается общая синергия.

ПБАМ-3 была принята на основе решения Правления МФСА (10 декабря, 2010, в Алмате).

ПБАМ-3 включала реализацию около 300 национальных и региональных проектов на общую сумму более 15,0 млрд. долл. США.

 

Вклад Узбекистана в ПБАМ-3

Узбекистан последовательно вносит свой значительный вклад в МФСА. Так, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан  №255 от 29.08.2015 года в настоящее время реализуется (как вклад в ПБАМ-3) «Комплексная программа по смягчению последствий Аральской катастрофы, восстановлению и социально-экономическому развитию региона Приаралья на период 2015-2018гг». Программа включает в себя 235 проектов на общую сумму 1920,8 млн. долларов США, из этой суммы – 736,4 млн. долларов – вклад Узбекистана из государственного бюджета и 1184,4 млн. долларов – кредиты международных финансовых агентств. В рамках этой программы реализуется ряд проектов по следующим направлениям:

  • Совершенствование системы управления и экономного использования водных ресурсов.
  • Реализация масштабных мероприятий по осуществлению лесопосадок на осушенном дне Аральского моря и предотвращению опустынивания региона.
  • Создание условий для проживания, воспроизводства и сохранения генофонда в Приаралье.
  • Сохранение биоразнообразия, восстановление биологических ресурсов, охрана животного и растительного мира.
  • Совершенствование институциональных механизмов.

Одним из наиболее важных в Программе является проект «Создание малых локальных водоемов в дельте Амударьи  — фаза 2». Общая стоимость проекта свыше 440 млрд. сумов (около 60 млн. долларов США).