Версия для печати

Агентство Международного Фонда Спасения Арала (Агентство МФСА) было создано в 1998 году во время председательствования Республики Узбекистан в Исполнительном комитете Международного Фонда Спасения Арала (Исполком МФСА). Агентство МФСА является рабочим органом Международного фонда спасения Арала со статусом международной организации, который действует на основе прав, полномочий, льгот и привилегий, установленных Исполнительному комитету Международного фонда спасения Арала в соответствии с положением об Исполкоме МФСА.

Агентство МФСА имеет статус международной организации и аккредитовано Министерством иностранных дел (МИД) Республики Узбекистан как представительство исполкома МФСА в Узбекистане.

В соответствии с поручением Кабинета Министров Республики Узбекистан №03-37-2 от 13.01.2017 года Руководителем Агентства МФСА назначен кандидат географических наук Соколов Вадим Ильич.

Агентство МФСА обеспечивает управление проектами в бассейне Аральского моря, реализуемых за счет всех видов источников финансирования и взносов, поступающих в его распоряжение для этих целей. Также Агентство МФСА от лица Исполкома МФСА обеспечивает практическое управление и реализацию проектов направленных на решение проблем бассейна Аральского моря.

 

1. Деятельность Агентства в рамках МФСА

 

1.1. Проекты, финансируемые за счет Государственного бюджета Узбекистана как вклад в МФСА.

Согласно Плану финансирования проектов и мероприятий «Комплексной программы мер по смягчению последствий Аральской катастрофы, восстановлению и социально-экономическому развитию региона Приаралья» и Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ-3) по Республике Узбекистан, утвержденных распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан №285-ф от 14.05.2013г. и №131-ф от 14.02.2017г., в настоящее время Агентством МФСА совместно с Нукусским филиалом Исполкома МФСА реализуются проекты «Создание малых локальных водоемов в дельте реки Амударьи. Фаза II», «Создание защитных лесных насаждений на участке «Ахантай», «Создание защитных лесных насаждений на гряде «Аккум» и «Мониторинг биоразнообразия ветландов Южного Приаралья».

Также согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 19.07.2018 года за №3874 «О дополнительных мерах по ускорению реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов в 2018-2019 годах» реализуется «Реконструкция дамбы дороги вдоль озера «Майпост» с устройством водосливного сооружения в русло реки Амударьи (Акдарьи) с мероприятиями по предотвращению развития каньонообразующих процессов в озере «Домалак», что является составной частью проекта «Создание малых локальных водоемов в дельте реки Амударьи. Фаза II».

 

О проекте «Создание малых локальных водоемов в дельте реки Амударья. Фаза II».
Проект был начат на основании поручения Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10.04.2002 года № 03/105-406. В 2003 г. ООО «УзГИП» было разработано «ТЭО по созданию малых локальных водоемов в дельте Амударьи». В рамках первой фазы проекта обеспечено строительство основных объектов по Междуреченскому, Муйнакскому, Рыбачьему водохранилищам и водохранилищу Джилтырбас. Реализация данных работ в 2004-2008 гг. позволила обеспечить наполнение Междуреченского водохранилища до 200 млн.м3, водохранилища Джилтырбас до 161 млн. м3, улучшить водоподачу в Муйнакское и Рыбачье водохранилища. Это способствовало укреплению кормовой базы животноводства, созданию благоприятных условий для разведения пушных зверей, размножения птиц, развития лесо-тугайных зарослей, восстановлению рыбоводства. В результате улов рыбы в Республике Каракалпакстан в 2007 году составил 802,9 тонны против 311 тонн в 2002 году.

За период 2000-2012 года на реализацию проекта было выделено и освоено средств из госбюджета Узбекистана 11399,1 млн.сумов.

В соответствии с Распоряжением Кабинета Министров №285-ф от 14.05.2013г., осуществлено строительство и реконструкция объектов второй фазы. Объекты второй фазы:

1. Завершение восстановления и реконструкции Северной дамбы.

2. Завершение реконструкции Восточной дамбы Междуреченского водохранилища с учетом мероприятий для обеспечения пропускной способности 11 прокопов.

3. Реконструкция канала Муйнак (Главмясо) на расход 44 м3/с.

Всего за период 2013-2015 годы на реализацию проекта было выделено и освоено средств из госбюджета Узбекистана 13629,73 млн.сумов.

В рамках «Комплексной программы по смягчению последствий Аральской катастрофы, восстановлению и социально-экономическому развитию региона Приаралья на 2015-2018 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №131-ф от 14 февраля 2017 года на реализацию проекта было выделено и освоено средств на 2016-2018 годы — 18728,825 млн.сумов.

Согласно адресному списку строек на 2018 год, на реализацию проекта «Создание малых локальных водоемов в дельте реки Амударьи. Фаза II» предусмотрено выделение 7789,1 млн.сум, в том числе на строительно-монтажные работы — 6163,253 млн.сум. На основании данного финансового документа между Нукусским филиалом Исполкома МФСА и ГУП «Зарафшанмахсуссувкурилиш» в целях обеспечения безусловного выполнения закрытого протокольного решения Кабинета Министров Республики Узбекистан от 02.02.2018 года, заключен договор подряда на выполнение строительно-монтажных работ по объектам «Строительство дамбы-перемычки между Северной и Восточной дамбами с ПК0+00 по ПК18+51», «Реконструкция 11-прокопов» и «Реконструкция канала Муйнак».

В настоящее время по объекту «Строительство дамбы-перемычки между Северной и Восточной дамбами с ПК0+00 по ПК18+51» строительно-монтажные работы завершены. Освоено в 2018 году выделенные средства согласно адресному списку 2018 года, в размере 994,5 млн.сум (100%). Ведутся работы по сдаче объекта по рабочему акту.
Также по объекту «Реконструкция 11-прокопов» строительно-монтажные работы по обеспечению пропускной способности завершены. Освоено в 2018 году выделенные средства в размере 3680,9 млн.сум (100%). Ведутся работы по сдаче объекта по рабочему акту.

По объекту «Реконструкция канала Муйнак» начаты строительно-монтажные работы с ПК0+00 по выемке дна канала с доведением до проектных отметок. На объекте задействованы 8 единиц техники (6 экскаватора, 2 бульдозера), 15 рабочих и инженерно-технического персонала. Работы ведутся в 2-х сменах. К первому декабрю 2018 года выполнены строительно-монтажные работы на сумму 1197,3 млн.сумов, и остальная часть выделенных средств в размере 611,2 млн.сум будет освоено до конца 2018 года.

По объекту «Реконструкция дамбы дороги вдоль озера Майпост с устройством водосливного сооружения в русло реки Амударьи (Акдарьи) с мероприятиями по предотвращению развития каньонообразующих процессов в озере Домалак» в 2018 году выделено 15 млрд. сумов и определен Генеральным подрядчиком УП трест «Куприккурилиш» АО «Узбекистонтемирйуллари», составлен договор подряда на выполнение строительно монтажных работ.

В рамках первоочередных мероприятий, проводится строительно-монтажные работы с одновременной разработкой проектно сметной документации строго во взаимосвязке с утвержденными параметрами предварительного технико-экономического расчета проекта. К 01.12.2018 года выполнено строительно-монтажные работы на сумму 8436,814 млн.сумов (56,4%).

В настоящее время на объекте задействованы 41 единиц техники (25 автосамосвалов, 5 экскаватора, 3 бульдозера, 2 водовоза, 2 колесных тракторов, 1 грейдер, 1 погрузчик, 2 катка). Также ведутся работы по строительству подводящего канала, разработке откосов дамбы-дороги с ПК 140+00 по ПК 119 +00, крепление откосов щебнем с ПК 142+00 по ПК 140+00, крепление откосов камнем с ПК 147+00 по ПК 146+00.

О проекте создание защитных лесных насаждений на гряде участка «Ахантай» из местных древесно-кустарниковых растений.

Согласно адресному списку строек на 2018 год на реализацию проекта предусмотрено выделение средств на 409,1 млн.сум в том числе на лесомелиоративные работы 403,854 млн.сумов. Между заказчиком – Нукусским филиалом Исполкома МФСА и подрядчиком – Муйнакским Гослесхозом заключено дополнительное соглашение от 23.03.2018г. №03-7 на сумму 403,854 млн.сум на выполнение лесомелиоративных работ.

По состоянию на 01.12.2018 год подрядчиком выполнены лесомелиоративные работы на сумму 420,089 млн.сум (104%). Выполненные работы: Устройство мехзащит на площади 137,5 га, ремонт мехзащит на площади 208,5 га, механизированная посадка сеянцев на площади 422,71 га, посадка вручную сеянцев на площади 133,5 га, дополнение сеянцами по бороздам 405,0 га. Запланированные на 2018 год лесомелиоративные работы завершены.

 

О проекту создание защитных лесных насаждений на гряде участка «Аккум» из местных древесно-кустарниковых растений.

Согласно адресному списку строек на 2018 год на реализацию проекта предусмотрено выделение средств в размере 375,2 млн.сум, в том числе на лесомелиоративные работы 365,089 млн.сумов. Между заказчиком – Нукусским филиалом Исполкома МФСА и подрядчиком – Кунградским Государственным лесоохотничьим хозяйством заключено дополнительное соглашение от 23.03.2018 года №03-8 .

По состоянию на 01.11.2018 год подрядчиком фактически выполнены лесомелиоративные работы на сумму 366,234 млн.сум (100,3%). Выполненные работы: Устройство мехзащит на площади 209,3 га, ремонт мехзащит на площади 101 га, посадка вручную сеянцев на площади 165,16 га, дополнение сеянцами на площади 122,41 га. Запланированные на 2018 год лесомелиоративные работы завершены.

 

О проекте «Мониторинг биоразнообразия ветландов Южного Приаралья».

На основе договора локальной субсидии, заключенного между Агентством МФСА и Региональной программой GIZ «Трансграничное управление водными ресурсами в Центральной Азии», а также, договора заключенного между Агентством МФСА и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) для реализации проекта «Мониторинг биоразнообразия ветландов Южного Приаралья», начиная с 2014 года ежегодно организуются две экспедиции (в осенне-весенний период).

Основной целью проекта – сбор данных о состоянии биоразнообразия на водоемах Южного Приаралья, имеющих особое природоохранное значение.

Основными задачами исследований являлись сбор данных о видовом и количественном составе орнитофауны водно-болотных систем, определение основных угроз местообитания по видам, подготовка и повышение квалификации молодых специалистов-студентов-биологов Каракалпакского Государственного Университета. Реализация проекта «Мониторинг биоразнообразия ветландов Южного Приаралья» охватила территории четырех водоемов, в частности: Жалтырбас, Макпалькуль, Муйнакский залив, Акшакуль.

Из-за отсутствия грантовых средств в 2018 году реализация проекта была временно приостановлена.

 

О проекте «Социальное содействие населению Приаралья».

Во исполнение Постановления Президента Республики Узбекистан «О Государственной Программе развития региона Приаралья в 2017-2021 годы» от 18 января 2017 года №ПП-2731 и согласно Протокольного решения заседания Координационного совета по проблемам Арала и Приаралья при Совете Министров Республики Каракалпакстан от 11.05.2017 года №04-08/7-05/303, между Нукусским филиалом Исполкома МФСА и ООО «Микрокредитная организация Тадбиркор инвест» заключен договор займа от 1.06.2017 года №03-10/2017 по реализацию проекта «Социальное содействие населению Приаралья». Договором займа предусматривалось выделение средств Нукусским филиалом ИК МФСА в сумме 2,2 млрд.сумов в ООО «Микрокредитная организация Тадбиркор инвест» для микрокредитования малых предпринимательских субъектов. В рамках проекта планировалось финансирование 90 бизнес планов, предусматривающее создание 200 новых рабочих мест и выделение 97 физическим лицам микрозаймов.

Согласно договору займа, Нукусским филиалом ИК МФСА по состоянию на 01.01.2018 года в ООО «Микрокредитная организация Тадбиркор инвест» выделены средства в размере 600 млн.сумов. За счет этих средств было создано 30 новых рабочих мест по осуществлению розничной торговли продовольственных и непродовольственных товаров, а также на хозяйственные нужды населения выделены микро займы.

По состоянию на 15.12.2018 года в распоряжении ООО «Микрокредитная организация Тадбиркор инвест» имеются остаточные средства в сумме 6 млн.сумов, которые будут реализованы до конца года согласно целевому назначению.

 

Благотворительная деятельность Агентства МФСА

Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев в своем вступлении на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций обратил особое внимание на одну из острейших экологических проблем современности – Аральскую катастрофу. В Каракалпакстане как эпицентре экологического кризиса, один из самых высоких показателей на территории СНГ, заболеваемости туберкулёзом, анемией, гепатитом различных видов, прогрессируют болезни крови, печени и почек, раковые заболевания, сердечная недостаточность. При этом, уровень обеспеченности лечебных учреждений, в том числе современной бытовой техникой является крайне недостаточным.

Агентством МФСА за счет прочих доходов в июле 2018 года в рамках «Акции по оказанию гуманитарной помощи социальным службам и организациям в Республике Каракалпакстан» (детские дома, школы, медицинские учреждения и др.) предоставлена гуманитарная помощь в виде приобретения современной бытовой техники в частности, холодильные установки и кондиционеры Республиканскому онкологическому диспансеру Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан. Главной целью данной Акции – улучшение условий, создания большей комфортности, а также ускорение процесса выздоровления реабилитирующихся пациентов с онкологическими заболеваниями.

 

1.2. Участие в работе рабочей группы по ПБАМ-4, региональная водная стратегия, совершенствование правовой базы МФСА.

По итогам заседания Правления Международного фонда спасения Арала, прошедшего 30 января 2018 г. в г. Ашхабаде принято решение о разработке Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ-4).

В целях эффективной подготовки предложений для ПБАМ-4 от Республики Узбекистан создана национальная рабочая группа экспертов от всех заинтересованных ведомств и организаций при координации со стороны Минводхоза. Агентство МФСА является активным членом национальной рабочей группы Узбекистана по подготовке ПБАМ-4 по следующим направлениям: комплексное использование водных ресурсов, экологическое, социально-экономическое и совершенствование институционально-правовых механизмов.
23 августа 2018 года решением Правления МФСА была утверждена Концепция по разработке ПБАМ-4 (подготовленная Исполкомом МФСА).

Кабинетом Министров Республики Узбекистан дано поручение за №03/1-597 от 11.09.2018 года и №03/1-3428 от 17.09.2018 года. Проведены межведомственные консультации по подготовке проектных предложений для включения в Программу действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского поря (ПБАМ-4).

Однако, Агентство МФСА, будучи структурным подразделением Исполкома МФСА, которое обеспечивает практическое управление и реализацию проектов и программ по проблемам бассейна Аральского моря в Узбекистане, не было приглашено Исполкомом МФСА в региональную рабочую группу по разработке ПБАМ-4.

 

1.3. Подготовка документов для Правительства Узбекистан для участия в двух заседаниях Правления МФСА (январь, август).

В январе 2018 года Агентством МФСА для членов Правления от Узбекистана были подготовлены все необходимые справочные материалы по деятельности МФСА, проект предложений от Узбекистана к заседанию Правления, а также тексты выступлений руководства делегации.

Содействие в подготовке документов для Саммита МФСА (Ашхабад, август). Участие в подготовке дорожной карты (постановления от 16.11.2018г. №965-ф).

Агентство МФСА было привлечено Совбезом при Аппарате Президента Узбекистана по подготовке справочной информации о деятельности МФСА. Агентство МФСА также является членом Рабочей группы по решению вопросов, связанных с практической реализацией инициатив Президента Республики Узбекистан, озвученных на Саммите глав государств — учредителей МФСА и исполнителей по обеспечению реализации приоритетных национальных программ и проектов в период 2018-2019 годы

 

1.4. Участие в экспедиции ИД МФСА на Северное море (Май 2018).

Руководитель Агентства МФСА Соколов В. и Директор Нукусского филиала ИК МФСА Кошеков Р. приняли активное участие в научно-практической экспедиции в Северное Приаралье с участием представителей стран Центральной Азии. Экспедиция была организована в период 17-25 мая 2018 года по инициативе Исполнительной дирекции МФСА в Республике Казахстан.

Экспедиция финансировалась Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) в рамках программы «Трансграничное управление водным ресурсами в Центральной Азии»

Члены экспедиции вместе с работниками заповедника Барсакельмес и школьниками 18 мая вышли на акцию «За чистоту водоемов» для сбора бытового мусора на берегу озера Камыстыбас.

За время экспедиции были посещены следующие объекты:

— Научно-туристический центра «Арал» на озере Камыстыбас;

— Акимият города Аральска (встреча с Акимом);

— Спортивный клуб Аральска и музей истории трагедии Арала;

— Территория бывшего порта в городе Аральске;

— Рыбзавод в городе Аральске;

— Дом-музей писателя Абдижамила Нурпеисова;

— Памятник героям книги Нурпеисова «Последний долг»;

— Офис государственного заповедника Барсакельмес в городе Аральске;

— Гидроузел Аклак — новое гидротехническое сооружение пропускной способностью более 300м3/с, введенный в эксплуатацию в 2009 году;

— Выростные пруды на участке тастак Камышлыбашского рыбопитомника в Аральском районе;

— Цех рыбопитомника на участке Тастак для разведения икры и мальков;

— Поселок Инженеров — база строителей и эксплуатационников Кокарала;

— Кокаральская плотина, пресекающая пролив Берга между Северным Аральским морем (Малое море) и Южным Аральским морем (Большое море);

— Сооружение на Кокаральской плотине;

— Поселок Акбасты;

— Самоизливающаяся скважина около поселка Акбасты;

— Северный чинк вдоль бывшего залива Тущыбас;

— Бывший берег залива Тущыбас;

— Озеро Тущыбас–бывший залив Арала;

— Поселок Куланды;

— Барханы около поселка Куланды;

— Артезианская скважина недалеко от поселка Куланды;

— Поселок Акеспе около залива Бутакова, который подвергается наступлению песков;

— Самоизливающаяся скважина около поселка Акеспе;

— Залив Бутакова;

— Мемориальный комплекс на исторической родине Коркытата;

— Подсобное хозяйство «Коксу» на окраине Кызылорды

По результатам экспедиции Агентство МФСА выпустило подробный отчет на 133 страницах.

 

 

2. Поручения Правительственных органов Узбекистана.

 

Участие в 8-м Всемирном Водном Форуме.

В соответствии с поручением Руководства (№1333-хдфу от 23.02.2018г.) и поручением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26.02.2018г. (№03/1-657) в период с 19 по 22 марта 2018 года делегация Республики Узбекистан во главе с Министром водного хозяйства Ш.Хамраевым приняла участие в работе 8-го Всемирного Водного Форума (ВВФ) по теме «Совместное использование воды», который проходил в городе Бразилиа.

Форум организован Всемирным водным советом (ВВС) совместно с правительством Бразилии. Целью 8-го ВВФ была «повышение осведомленности, создание политических обязательств и инициирование действий по насущным водным проблемам для обеспечения эффективного сбережения, защиты, освоения, планирования, управления и использования воды во всех ее формах на экологически устойчивой основе и в интересах жизни на планете Земля».

ВВФ считается крупнейшим в мире мероприятием в водной сфере, проводимым раз в три года. Бразилия была выбрана в 2014 году в качестве принимающей стороны для проведения очередного международного водного мероприятия Всемирным водным советом в ходе 51-го заседания Совета директоров организации в Корее.

В работе 8-го ВВФ участвовали представители более 160 стран мира, всего около 10 000 участников от правительств, научно-исследовательских и общественных организаций, а также были представлены более 2200 экспонатов от различных организаций и стран. При этом события форума освещались со стороны более 2000 аккредитованных журналистов, более 200 из них сотрудники зарубежных информагентств.

Одним из приоритетов делегации Узбекистана было участие в работах политического процесса Форума. Основной целью политического процесса было участие политических властей стран, в частности Министров охраны окружающей среды и водных ресурсов в дискуссиях по проблемам воды. Работа политического процесса организовывалась с учетом того, что решения в области управления водными ресурсами реализовываются только посредством политических решений и сильного руководства.

Делегация Узбекистана 21 марта 2018 года также приняла участие в сайд-ивенте на тему: «Трансграничное водное сотрудничество в целях продовольственной, энергетической и экологической безопасности в Центральной Азии», который организован Региональным экологическим центром в Центральной Азии (РЭЦЦА) совместно с Международным Фондом спасения Арала (МФСА), Научно-информационным центром Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Центральной Азии (НИЦ МКВК) и Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству (SDC).

В работе сессии приняли участие также Посол Казахстана в Бразилии К.Саржанов, Директор Департамента водного хозяйства и мелиорации Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызстана К.Таштаналиев, Министр энергетики и водных ресурсов Республики Таджикистан У.Усмонзода, Руководитель управления Министерства сельского и водного хозяйства Туркменистана Б. Моммадов, Председатель Исполкома МФСА Г. Байджанов, Министр водного хозяйства Республики Узбекистан Ш. Хамраев, Руководитель Швейцарского агентства по развитию и сотрудничеству Пио Веннубст и Руководитель Агентства МФСА, представители НИЦ МКВК, РЭЦЦА и другие.

 

Участие Агентства МФСА и содействие в организации международной конференции на тему «Совместные действия по смягчению последствий Аральской катастрофы: новые подходы, инновационные решения, инвестиции» (Ташкент, Муйнак 6-7 июня 2018).

На 72-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев привлек внимание международного сообщества к одной из острейших экологических проблем современности – высыханию Аральского моря и призвал к активной консолидации международных усилий для преодоления его последствий.

В целях выполнения данной задачи принято Распоряжение Кабинета Министров № 327-с от 26.04.2018 г. о проведении в рамках Центрально-азиатского международного экологического форума в г. Ташкенте 7-8 июня 2018 года международной конференции на тему: «Совместные действия по смягчению последствий Аральской катастрофы: новые подходы, инновационные решения, инвестиции», в подготовке и проведении которой приняли участие заинтересованные министерства и ведомства, научные учреждения, представители бизнеса, международные и общественные организации в том числе и Агентство МФСА.

Участие в конференции ведущих эксперты из более чем 20 стран мира, представителей дипломатического корпуса и международных организаций, действующих в Центральной Азии, видных ученых и специалистов свидетельствует о высокой значимости и актуальности экологических и социально-экономических проблем, связанных с катастрофой Аральского моря, для Центральной Азии и всей планеты.

В ходе конференции отмечалось, что посещение Приаралья Генеральным секретарем ООН г-ном Антонио Гуттеришем в июне 2017 года стало еще одним свидетельством пристального внимания к данному региону и готовности мирового сообщества оказать помощь его жителям. ООН инициировала создание в Узбекистане много-партнерский трастового фонда по обеспечению человеческой безопасности для региона Приаралья и оказывает практическое содействие в реализации ряда социально значимых проектов.
Отмечалось также, что Республика Узбекистан предпринимает значительные усилия для смягчения негативных последствий Аральского кризиса. За годы независимости в проделана масштабная работа в рамках программ МФСА ПБАМ-1, ПБАМ-2, ПБАМ-3.

В целях реализации комплекса мер, направленных на улучшение экологической и социально-экономической обстановки, условий проживания населения в регионе Приаралья, своевременной и эффективной реализации инвестиционных проектов по смягчению последствий экологической катастрофы Аральского моря 18 января 2017 г. принята Государственная программа по развитию региона Приаралья на 2017-2021 годы, направленная на улучшение условий и качества жизни населения региона Приаралья, предусматривающая:

• осуществление комплексных мер по созданию новых рабочих мест, обеспечению занятости населения, а также повышению инвестиционной привлекательности региона;

• развитие системы водоснабжения и повышение уровня обеспечения населения чистой питьевой водой, улучшение систем канализации, санитарии и утилизации бытовых отходов и очистки сточных вод;

• мероприятия по дальнейшему развитию в регионе системы здравоохранения и сохранению генофонда населения;

• дальнейшую реализацию мер, направленных на улучшение жилищных условий проживающего в регионе населения, ремонту внутридомовых инженерных коммуникаций и мест общего пользования в многоквартирных домах, а также благоустройство прилегающих к домам территорий с созданием детских и спортивных площадок;

• развитие транспортной, инженерной и коммуникационной инфраструктуры населённых пунктов региона, совершенствование оросительной сети и сетей наружного освещения, улучшение систем теплоснабжения городов Нукус и Ургенч, предусматривающее внедрение современных энергосберегающих технологий.

В выступлениях участников конференции особое внимание было уделено реализации практических мер по смягчению негативных последствий Аральского кризиса. В частности, создан Фонд развития региона Приаралья при Министерстве финансов Республики Узбекистана целях надежного и стабильного финансового обеспечения мероприятий по дальнейшему развитию региона Приаралья, кардинальному улучшению условий и качества жизни населения.

Представлены налоговые льготы вновь создаваемым микрофирмам и малым предприятиям в сфере промышленности, функционирующим в районах Республики Каракалпакстан и Хорезмской области.

Установлены льготные размеры ежемесячной родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях и специализированных школах, и центрах культуры и досуга населения, расположенных в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области.

В Республике Каракалпакстан и Хорезмской области введен новый вид социального пособия в форме единовременной материальной помощи нуждающимся семьям, одиноким гражданам, пенсионерам, семьям с кормильцем-инвалидом и другим малообеспеченным категориям населения.

Для жителей Республики Каракалпакстан и Хорезмской области реализация железнодорожных и авиапассажирских билетов осуществляется по специальным льготным тарифам.
Принимаются меры по привлечению средств технического содействия (грантов) зарубежных доноров для финансирования проектов по обеспечению населения региона Приаралья чистой питьевой водой, созданию новых рабочих мест, улучшению экологической обстановки. На реализацию этой программы направляется около 8,5 трлн. сум.

Участники международной конференции «Совместные действия по смягчению последствий Аральской катастрофы: новые подходы, инновационные решения, инвестиции», всесторонне обсудив предложенные инновационные идеи и новые подходы по преодолению негативного воздействия экологических- экономических факторов, связанных с усыханием Аральского моря, на здоровье населения и состояние окружающей среды зоны Приаралья, пути реализации инвестиционных проектов по оздоровлению экологической ситуации в данном регионе, сделали следующие выводы и рекомендации:

Выводы

1. Проблема Арала признана Организацией объединенных наций одной из острейших глобальных проблем современности, для решения которой необходима мобилизация усилий не только стран Центрально-азиатского региона, но и всего мирового сообщества.

2. На протяжении более 50 лет во всем мире широко обсуждаются масштабные негативные экологические и социально-экономические последствия усыхания Аральского моря для региона Центральной Азии.

3. Масштабы существующих проблем требуют привлечения внимания широкой мировой общественности к мерам, направленным на стабилизацию экосистем региона и достижение его устойчивого развития.

4. Прогнозы нарастания водного дефицита в результате роста населения, экономического развития стран, изменения климата и других факторов требуют осуществления консолидированных мер стран региона по водосбережению и мониторингу водных ресурсов и уязвимых экосистем, включая осушенное дно Аральского моря.

5. Страны бассейна Аральского моря все еще имеют потребности в крупных инвестициях, новых технических и инновационных решениях для системных совместных действий по стабилизации экологической обстановки в Приаралье, сбалансированному развитию экономики, решению социальных вопросов и адаптации населения региона к изменению климата.

6. Благодаря усилиям руководства Узбекистана, направленным на установление добрососедских отношений со всеми странами Центральной Азии, в последние годы наметились определенные успехи в решении ряда сложных вопросов регионального характера, включая проблемы управления и использования водных ресурсов.

7. Одним из приоритетов во внешней политике Узбекистана Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев обозначил именно решение вопросов совместного взаимовыгодного использования водных ресурсов региона и объединение усилий в преодолении последствий Аральского кризиса.

8. Международная конференция придала новый импульс привлечению инвестиций и усилению регионального сотрудничества в реализации проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды и условий жизни населения зоны Приаралья.

 

Участие Агентства МФСА и содействие в организации международной конференции на тему «Вода для мелиорации, водоснабжения отраслей экономики и природной среды в условиях изменения климата» (Ташкент 6-7 ноября 2018)

Международная конференция в рамках Сети водохозяйственных организаций (СВО) стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА) проведена в Ташкенте 6-7 ноября 2018 года для рассмотрения актуальных проблем мелиорации, водоснабжения отраслей экономики и природной среды в условиях изменения климата, а также для подведения итогов работы Сети за год и обсуждения задач на будущее.

В частности, были представлены обстоятельные доклады и состоялся обмен мнениями по следующим ключевым направлениям:

• стратегия выживания в условиях грядущего водного дефицита,

• оценка влияния изменения геополитической обстановки;

• сотрудничество на трансграничных водотоках: проблемы обеспечения сопряжения воды, орошения, энергетики и природы в условиях изменения климата,

• водосбережение и рациональное использование природных ресурсов,

• взаимодействие региональных организаций бассейна Аральского моря (МФСА-МКВК-МКУР) с целью выявления дополнительных резервов воды для региона,

• развитие потенциала водохозяйственных, бассейновых и мелиоративных организаций.

По результатам дискуссии участники конференции считают необходимым:

1. Подчеркнуть, что современные вызовы, стоящие перед странами ВЕКЦА, в том числе изменение климата, потенциальное увеличение водозабора соседними странами (Афганистан, Китай, Иран), рост численности населения, изменение структуры экономики и социальных потребностей, требуют нахождения адекватных и своевременных мер адаптации к ним.

2. В этой связи, важно разработать долговременные (до 2030-2050 гг.) водные стратегии для каждой страны ВЕКЦА и всего региона, с учетом происходящих изменений. Также требуется выработать комплексную линию поведения всех стран ВЕКЦА, нацеленную на устойчивое и мирное развитие, которая должна базироваться на широком участии науки в решении острых проблем устойчивого развития, включая водные ресурсы, энергетику и экологию и безопасность, а также постоянном и системном повышении квалификации кадров и осведомленности населения.

3. Поддержать инициативу создания независимой экспертной платформы, состоящей из специалистов заинтересованных отраслей и дисциплин, которые будут вырабатывать научно-обоснованные решения и рекомендации для лиц, принимающих решения, с учетом региональной перспективы и пониманием происходящих изменений. Организовать инициативную группу по выработке дорожной карты создания этой платформы и провести опрос членов СВО ВЕКЦА по тематике и направленности ее работы.

4. Объединить общие усилия в разработке, внедрении и развитии экологически чистых, энерго- и водосберегающих технологий, повышении уровня регионального и межрегионального сотрудничества в вопросах водосбережения и рационального использования трансграничных водных ресурсов с учетом межотраслевого согласования.

5. Вести активную работу по вопросам изменения климата на глобальном уровне, в том числе в рамках реализации Программы работ на 2019-2021 годы Конвенции ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и деятельности ее Целевой группы по проблемам воды и климата и глобальной сети бассейнов, занимающихся адаптацией к изменению климата. Учитывая усложняющуюся природно-геополитическую обстановку, просить представителей Росси в СВО ВЕКЦА провести обсуждение с руководством Российской Федерации рассмотреть возможность сотрудничества с Европейской группой защиты Арктики в части возобновления дискуссии о возможности отбора части стока сибирских рек от сброса в Северный Ледовитый океан и использования этих вод для увеличения водоснабжения Центральной Азии и пустынных районов Монголии, Восточной Сибири и Китая.

6. Отметить роль «Парижского Пакта по воде и адаптации к изменению климата в бассейнах рек, озер и водоносных горизонтов», предлагающего ряд практических решений для адаптации к проблеме изменения климата, к которым относятся:

• адаптация водного хозяйства к изменению климата, в том числе и на уровне речных бассейнов;
• усиление руководства;
• обеспечение достаточным финансированием.

7. С удовлетворением отметить эффективную и плодотворную работу СВО ВЕКЦА в течение 10 лет, которая при поддержке со стороны Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН, Правительства России, Научно-информационного центра (НИЦ) МКВК и Международной сети бассейновых организаций способствовала регулярному обмену идеями, информацией и передовым опытом по различным аспектам водохозяйственной деятельности и поддерживала профессиональное единство и взаимопонимание между специалистами различных отраслей и стран региона.

Среди достижений работы Сети в 2017-2018 годах:

• организация и проведение конференции водохозяйственных организаций стран ВЕКЦА «Проблемы управления речными бассейнами в условиях изменения климата» (18-19 мая 2017 г., Москва, Россия);
• международная научно-практическая конференция «25 лет водному сотрудничеству государств Центральной Азии: опыт пройденного, задачи будущего» (23-24 ноября 2017 г., Ташкент, Узбекистан);
• международная научно-практическая конференция «Трансграничное сотрудничество в Центральной Азии – безопасность, стабильность и благополучие всего региона» (7 сентября 2017 г., Алматы, Казахстан) ;
• Всероссийский водный конгресс «Водные ресурсы России для обеспечения устойчивого развития страны, экологической безопасности и здоровья населения» (27–30 июня 2017 г., Москва, Россия);
• Первый Аральский Международный форум устойчивого развития
(30-31 мая 2017 г., Кызылорда, Казахстан);
• издание информационных и научных публикаций сети, в том числе сборника научных трудов СВО ВЕКЦА «Проблемы управления речными бассейнами в условиях изменения климата»;
• развитие Центрально-Азиатского портала знаний CAWater-Info (cawater-info.net) как части комплекса унифицированных инструментов для внедрения ИУВР, адаптированных к условиям специфики водного хозяйства бассейнов рек с различной степенью водного дефицита в аридных и полуаридных зонах стран ВЕКЦА;
• создание электронного «Атласа водохозяйственных и экологических организаций стран ВЕКЦА».

8. Активизировать усилия членов Сети по следующим ключевым направлениям:

• организация совместных междисциплинарных научных исследований в сфере управления водными ресурсами, мелиорации земель и охраны природной среды;
• дальнейшее развитие информационного пространства в вышепере-численных сферах, включая обмен информацией об имеющихся лучших практиках и обмена опытом и знаниями в сфере управления;
• организация семинаров-тренингов, демонстрационных туров для изучения наилучших практик и обмена опытом и знаниями в сфере управления водными ресурсами и мелиорации земель,
• развитие консультативных служб и центров знаний (региональных и национальных) с целью оказания помощи водопользователям разных уровней водной иерархии;
• использовать в странах ВЕКЦА возможности для сотрудничества, координации и обмена информацией с Национальными диалогами по водной политике,
• привлечение бассейновых организаций в деятельность Сети.

9. Отметить, что при более широкой поддержке донорами, продуктивность и эффективность обмена знаниями, укрепление развиваемой Базы знаний в области воды, экономики и орошаемого земледелия могло бы быть намного более весомым.

10. Провести следующую конференцию Сети в 2019 г. по теме «Наука и инновационные технологии на службе водной безопасности» в рамках XV Международного научно-практического симпозиума и выставки «Чистая вода России-2019», который состоится в Екатеринбурге и пройдет под девизом «Водная безопасность как фактор устойчивого развития».

11. Выразить свою признательность:

• ЕЭК ООН и Международному бюро по водным ресурсам / Международной сети бассейновых организаций за поддержку работы Сети, включая проведение данной конференции;
• Правительству России за многолетнюю поддержку деятельности Сети;
• НИЦ МКВК, Агентству Международного Фонда спасения Арала по управлению проектами бассейна Аральского моря и Национальному водному партнерству Узбекистана – за помощь в подготовке и организации Конференции

 

Содействие в подготовке справок и докладов для Кабинета Министров, Минводхоза, МИД, Минэкономики Республики Узбекистан и др.

Учитывая, что деятельность Агентства МФСА финансируется за счет средств республиканского бюджета, Правительством Республики дано указание выполнять при необходимости поручения республиканских организаций (МИД, МВХ и др.). В связи с этим, в отчетном году Агентство МФСА осуществлял подготовку материалов и справок по поручению Республиканских организаций. Организовано оперативное реагирование на поручения со стороны вышестоящих органов, в частности:

по заданиям Администрации Президента и Кабинета Министров Республики Узбекистан:

В соответствии с поручением Администрации Президента Республики Узбекистан от 04.10.2018г. за №03/2-2425 представлена информация о ходе и результатах исполнений

Постановлений Президента Республики Узбекистан от 18.01.2017г. №ПП-2731 «О государственной программе по развитию региона Приаралья на 2017-2021 годы».

по запросам Министерства Экономики (Минэкономики) Республики Узбекистан:

Согласно запросам Министерства Экономики Республики Узбекистан регулярно (ежеквартально) представляется информация о ходе реализации проектов, предусмотренных правительственными решениями по требуемым формам по Постановлению Президента Республики Узбекистан от 18.01.2017г. №ПП-2731 и Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29.08.2015г. №255.

В соответствии с пунктом 5 Распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан №965-ф от 16.11.2018г. направлена информация о ходе реализации мероприятий, предусмотренных в Плане практических действий («Дорожной карте») по обеспечению реализации инициатив и предложений Президента Республики Узбекистан, озвученных на Саммите глав государств-учредителей МФСА по пунктам, где среди исполнителей указано Агентство МФСА.

по поручениям Минводхоза Республики Узбекистан:

В соответствии с поручением Первого заместителя министра сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан Рузибаева Б.К. ежемесячно представляется информация по мониторингу проектов, выполняемых Агентством МФСА.

по заданиям МИД Республики Узбекистан:

Оказано содействие МВХ и МИД Республики Узбекистан в подготовке к участию в крупных международных мероприятиях и в работе с международными организациями, в частности:

— оказано содействие в подготовке проекта выступления Министра водного хозяйства Хамраева Ш.Р. на 8-ом Всемирном Водном Форуме, на Конференции высокого уровня в Душанбе в июне 2018 года, Для Встречи сторон «Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер» в Астане в октябре 2018 и др.;
— оказано содействие в подготовке проекта выступления Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева на Саммите Глав-государств ЦА в Ашхабаде, Туркменистан.

 

Агентство МФСА подготовило в ноябре 2018 года совместно с ООО “Artemia and Feeds” аналитическую записку, которую направило через МИД для сведения Премьер-министра/Кабинета министров Республики Узбекистан В целях рационального использования природных ресурсов, увеличения объемов производства и промышленной переработки цист артемии с привлечением инвестиций отечественных и зарубежных компаний для организации производства экспорто-ориентированной продукции, упорядочения деятельности предприятий – заготовителей цист артемии Аральского моря, на рассмотрение Кабинета Министров предложено следующее:

Создать в рамках государственно-частного партнерства – на базе созданного 16 октября 2018 года Международного инновационного центра Приаралья при Президенте Республики Узбекистан (постановление Президента Республики Узбекистан от 16 октября 2018 года № ПП-3975), отечественных организаций и иностранных инвесторов — предприятие по сбору и глубокой переработке цист артемии Аральского моря и производству готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

В кратчайшие сроки утвердить внесенный ранее Госкомэкологией проект Постановления КМ РУз «О мерах по рациональному использованию биоресурсов Аральского моря, увеличению объема промышленной переработки и производства готовой продукции на основе цист артемии», включая «Положение по добыванию цист артемии Аральского моря» (в качестве Приложения к ПКМ).

 

12 декабря 2018 года Агентство приняло в своем офисе господина К.Дубровски, советника по вопросам окружающей среды, науки, технологий и здравоохранения в Центральной Азии дипмиссии США в г. Астане во время его визита в Узбекистан. Во время встречи Агентство МФСА предоставило информацию о программах, которые реализует Узбекистан в рамках своего вклада в МФСА. Также обсудили перспективные проекты и программы, которые получили новый импульс по инициативам Президента Республики Узбекистан, озвученным на Саммите МФСА 24 августа 2018 года в Туркменистане.

 

Встречи в Минводхозе с представителями международных организаций.

За 2018 год Агентством МФСА оказано содействие Министерству водного хозяйства в проведении встреч с представителями международных организаций таких как, Всемирный банк, Зеленый климатический фонд, КОИКА, Посольство Швейцарии и др.

В августе 2018 года Агентство МФСА подготовила аналитическую справку для Минводхоза и МИД Узбекистана по поводу предложения советника-посланника Посольства РФ в Ташкенте г-на В.Митрофанова о содействии в разработке механизма привлечения российских инвестиций в водохозяйственный сектор Центральной Азии, а также в оказании методической и научно-технической помощи в реконструкции мелиоративных систем и объектов сельскохозяйственного водоснабжения с целью снижения потерь воды. Мы готовы рассмотреть любые предложения по этим аспектам с российскими специалистами на взаимовыгодной основе, используя платформу Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК). В случае официального обращений российской стороны в Международный Фонд спасения Арала (МФСА) о придании РФ статуса наблюдателя в МФСА с правом присутствия в его органах, включая Исполнительны комитет, Узбекистану будет целесообразно поддержать эту инициативу на уровне Правления МФСА.

 

Спортивно-пропагандистская акция ПРООН «Сто марафонов, Сто дней, Одна причина: Вода»

Цель этой глобальной акции через спорт привлечь внимание широкой общественности к проблемам нарастающего дефицита воды во всем мире (см. подробнее: http://www.minaguli.com/100-marathons-for-water/). Исполнитель акции – Руководитель адвокатской компании Thirst (Гонконг), гражданка Австралии Гули Емма Серафина Линдсей (Guli Mina), которая также в настоящее время является членом Наблюдательного комитета Глобального водного партнерства (GWP). Один шестидневный этап этой акции проведен в Узбекистане, в зоне Приаралья.

Для обеспечения акции/экспедиции и проведения видеосъемок с бегуньей г-жой Гули Миной прибыла её команда в составе пяти человек (граждане Австралии и Южной Африканской Республики).

Команда акции прибыла в Ургенч 17 ноября и в период до 22 ноября бегунья из Австралии ежедневно преодолевала марафонскую дистанцию (42,2 км) и встречалась с людьми на фоне водохозяйственных объектов для осуждения существующих проблем вокруг воды.

Руководство Агентства МФСА оказало всяческую поддержку и содействие в организации данной акции, в частности, в согласовании маршрута и расписания шестидневной экспедиции в зоне Приаралья, включая трехдневный — 120 километровый участок по высохшему дну Аральского моря от города Муйнак до Западного моря.

Общее впечатление и мысли, с которыми Гули Мина уехала из Приаралья – это «бесхозяйственность, основанная на потере человеком чести, нравственности и совести, является основной причиной экологических трагедий, таких как Аральское море, Солтон-си и т. д. Причиной такого экологического кризиса является не только уровень и путь национального развития, общества идеологии или религии, но, прежде всего, недостаточной ответственностью человечества и общества перед природой. Человечество все еще приоритетом считаем экономическую выгоду, и начинает вспоминать об экологии — только когда она ему начинает мстить».

Гули Мина пообещала продвигать на международной арене, включая и платформу ООН, информацию о ситуации в Приаралье и призывы оказывать содействие для изменения этой ситуации к лучшему.

 

Многопартнерский трастовый фонд по человеческой безопасности для региона Приаралья ООН.

Участие в работе координационного совета по разработке дорожной карты.

Республика Узбекистан выдвинул инициативу создания под эгидой ООН Многопартнерского трастового фонда (МПТФ) по человеческой безопасности для региона Приаралья. Данную инициативу Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиеёв озвучил на 72-й сессии ГА ООН в 2017 году, а также в ходе Саммита Международного Фонда спасения Арала 24 августа текущего года в Туркменистане.

Кабинетом Министров Республики Узбекистан принято решение (от 11 октября 2017 года №02/1-248) о создании Межведомственной рабочей группы по созданию под эгидой ООН МПТФ по человеческой безопасности для региона Приаралья.

Руководитель Агентства МФСА В.Соколов принял активное участие в Секторной рабочей группе по разработке Единой стратегии МПТФ по содействию восстановлению и социально-экономическому развитию региона Приаралья.

Основными целями МПТФ по человеческой безопасности для региона Приаралья являются попыткой вывести на первый план многие риски, угрожающие уязвимым слоям населения, и открыть новый уровень диалога о необходимости всестороннего, ориентированного на человека решения, которые основываются на собственных потребностях людей, возможностях и учитывают имеющиеся риски и угрозы.

27 ноября 2018 года в штаб-квартире ООН в г.Нью-Йорке состоялось специальное заседание высокого уровня Организации Объединенных Наций на тему «Продвижение регионального и международного сотрудничества на пути к всеобъемлющим стратегиям в поддержку устойчивого развития». В работе данного заседания высокого уровня приняли участие Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, представители государств-членов, специальных учреждений ООН, Всемирного банка, Международного валютного фонда, Азиатского банка развития, ведущих американских компаний и банковско-финансовых институтов, международные неправительственные экологические объединения и научно-образовательные круги и др.

Генсек ООН высоко оценил инициативу руководства Узбекистана по созданию МПТФ и призвал доноров принять самое активное участие в финансировании деятельности Фонда и заверил, что ООН приложит все усилия для мобилизации мирового сообщества в целях выполнения поставленных перед Фондом задач.
В ходе заседании выступили делегаты Японии, Норвегии, Нигерии, Казахстана, Алжира, а также представители ряда неправительственных организаций с поддержкой инициативы о создании МПТФ.

 

Виртуальная приемная Президента, работа с заявителями.

В Узбекистане созданы все условия для полной реализации конституционных прав физических и юридических лиц на обращение в государственные органы с заявлениями, жалобами и предложениями. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан “О мерах по коренному совершенствованию системы работы с обращениями физических и юридических лиц” от 28 декабря 2016 года создана качественно новая и эффективная система работы с обращениями граждан. Основой данной системы являются Виртуальная приемная и Народные приемные Президента, которые стали действенным механизмом непосредственного обращения к главе государства, постоянного диалога с народом, решения волнующих людей проблем.

В отчетный период до настоящего времени в адрес Агентства МФСА поступили очень много обращений (более 40) от граждан Узбекистана касательно проблем Аральского моря. Во исполнения Указа Президента Республики Узбекистан руководством Агентства МФСА были приняты необходимые меры для того, чтобы своевременно провести работу с авторами обращений в виртуальную приемную Президента, в частности, подготовлены официальные ответы с обширной информации и переданы заявителям, проведены как двусторонних так и многосторонних встреч с участием экспертов и специалистов в сфере водного хозяйства, экологии, социально-экономической и др. соответствующих министерств и ведомств, академических и научных институтов страны, а также и международных организаций для обсуждения предложений и идей авторов обращений в Президентский портал.

 

 

3. Другие проекты.

 

Национальный проект по управлению водными ресурсами в Узбекистане.

Общей целью проекта является содействие интегрированному, прозрачному и основанному на спросе управлению водными ресурсами, сокращению конфликтов, связанных с водой и снижению рисков стихийных бедствий, связанных с водой.

Сельское хозяйство в Узбекистане использует 90% имеющихся водных ресурсов, обеспечивает работой 25 % населения и вносит около 17 % в ВВП. Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан (МВХ РУз) оказывает поддержку рациональному использованию водных ресурсов, а также проводит обучение фермеров и сотрудников водохозяйственных организаций, потребности в совершенствовании водного сектора все еще велики. Все еще не налажен эффективный обмен данными между всеми уровнями водной иерархии. Стихийные бедствия, такие как ливневые паводки или наводнения в результате прорыва ледниковых озер, все еще ставят под угрозу жизнедеятельность в зоне небольших трансграничных притоков Южно-Ферганской долины, вследствие недостаточной организованности или отсутствия регионального сотрудничества и трансграничного обмена информацией.

Проект направлен на поддержку Минводхоза Узбекистана в управлении водными ресурсами, путем укрепления его оперативного потенциала на местном и центральном уровнях, оптимизации управления водохозяйственными данными внутри страны, усовершенствования нормативно-правовой базы водного сектора и путем снижение риска стихийных бедствий.

Проект соответствует Стратегии сотрудничества Швейцарии со странами Центральной Азии на 2012-2016 годы и состоит из четырех компонентов. В ходе реализации проекта предполагается достижение следующих результатов:

Результат 1: Соответствующие стратегические и законодательные базовые условия позволяют водному сектору развиваться эффективно.

Результат 2: МВХ РУз обладает стратегическим видением по рациональной и эффективной поддержке водохозяйственных организаций и предоставлению им необходимых ресурсов, а также внедрению водосберегающих технологий.

Результат 3: На уровне министерств введены прозрачный механизм обмена связанными с водой данными и системы поддержки принятия решений, совместимые с региональными системами.

Результат 4: Усилено сотрудничество и потенциал суб-бассейновых организаций малых трансграничных притоков Ферганской долины, обеспечивая эффективную поддержку сообществ в уменьшении риска стихийных бедствий

Стратегия реализации проекта включает в себя следующие основные элементы:

• создание информационно-ресурсного центра МВХ РУз;
• усовершенствование нормативно-правовой базы управления водными ресурсами;
• внедрение информационно коммуникационных технологий для повышения эффективности работы водохозяйственных организаций на каждом уровне водной иерархии;
• укрепление потенциала водохозяйственных организаций;
• содействие рациональному использованию водных ресурсов посредством создания полевых фермерских школ;
• мероприятия по снижению риска стихийных бедствий в бассейне реки Шахимардансай.

Проект основан на внедрении ИКТ в повседневную деятельность МВХ, бассейновых управлений ирригационных систем, ассоциаций водопотребителей и фермеров для улучшения доступа к знаниям, сбору данных и обмену информацией в реальном масштабе времени.

Подписан Мандат между Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству и Агентством МФСА по реализацию Национального проекта по управлению водными ресурсами в Узбекистане. С 2016 года проект реализуется Агентством Международного фонда спасения Арала (МФСА) в тесном сотрудничестве с Министерством водного хозяйства и Министерством по чрезвычайным ситуациям.

 

Национальное водное партнерство Узбекистана, GWP – Агентство осуществляет хостинг, и помогает провести совместные семинары.

В феврале 2002 года в рамках юбилейной конференции 10 лет МКВК в Алмате при поддержке членов МКВК была проведена первая конференция заинтересованных сторон Глобального водного партнерства стран Кавказа и Центральной Азии (GWP CACENA), на которой было провозглашено создание сети регионального партнерства и избран временный региональный технический консультативный комитет (РТКК) из 13 человек для управления сетью.

GWP CACENA не является юридическим лицом. Это сеть, объединяющая национальные водные партнерства, которые в свою очередь, объединяют Партнеров в странах (204 партнеров аккредитовано в глобальном секретариате в Стокгольме до января 2016 года). GWP CACENA является неотъемлемой частью глобальной сети GWP.

С 2002 года в сеть GWP CACENA входят организации партнеры из восьми стран – Республика Армения, Азербайджанская Республика, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан и Республика Узбекистан. В январе 2014 года к региональной сети партнерства присоединилась Монголия.

Благодаря активной роли GWP CACENA в регионе обеспечивается тесное сотрудничество между водными специалистами, реализуется совместная деятельность, повышается потенциал партнеров, в результате чего решаются совместные задачи и поддерживаются хорошие взаимоотношения между партнерами из разных стран. Во время региональных встреч под эгидой GWP CACENA между заинтересованными участниками происходит обмен информацией и опытом управления водными ресурсами. Благодаря солидной репутации GWP обеспечивает благоприятные условия для интеграции не только внутри своей сети, но и для вовлечения местных партнеров в деятельность международных организаций и доноров.

С 2017 года Водное Партнерство Узбекистана функционирует при Агентстве Международного Фонда спасения Арала (Агентство МФСА). Агентство МФСА действует на основании Положения Исполнительного Комитета Международного Фонда спасения Арала, это в свою очередь создает благоприятных условий для Водного Партнерства Узбекистана (ВПУ) в осуществлении свою деятельность.

В 2018 году Водным Партнерством Узбекистана оказано финансовая и организационная поддержка в проведении двух крупных международных конференций.

1. «Совместные действия по смягчению последствий Аральской катастрофы: новые подходы, инновационные решения, инвестиции» (Ташкент, 7-8 июня 2018 года)

2. «Вода для мелиорации, водоснабжения отраслей экономики и природной среды в условиях изменения климата» (Ташкент, 6-7 ноября 2018 года)

Благодаря усилиям Правительства Узбекистана, направленным на укрепления добрососедских отношений со всеми государствами Центральной Азии в последние годы наметились определенные успехи в решении ряд важных вопросов регионального характера, в том числе проблемы управления и использования водных ресурсов в Центральной Азии.

Во внешней политике Узбекистана одним из приоритетных направлений является совместное использование водных ресурсов и объединения усилий в преодолении дефицита водных ресурсов со всеми соседями.

В августе 2018 года Водное Партнерство Узбекистана совместно с Агентством МФСА провел круглый стол по теме «Узбекистан – питьевое водоснабжение и санитария, существующие проблемы и пути их решения в свете достижения стратегических целей развития». В ходе мероприятия участникам было представлено краткое изложение, анализ и рекомендации, сделанные в рамках подготовки проекта Стратегии развития водоснабжении и канализации Республики Узбекистан до 2030 года.
В декабре 2018 года Водное Партнерство Узбекистана совместно с Агентством МФСА провел круглый стол по теме «Перспективы развития водного хозяйства Узбекистана». Участники обсудили основы концепции развития водного хозяйства в увязке с дорожной картой Минводхоза.
Из этих нескольких приведенных примеров видно, что сеть GWP CACENA является одним из активных помощников развития водного сектора Узбекистана.

 

Книга «Водное хозяйство Узбекистана»
Агентство МФСА оказало содействие Минводхозу Узбекистана для подготовки и изданию книги «Водное хозяйство Узбекистана»

 

КОИКА – информационная система для МВХ Узбекистана.

Участие в обосновании. В 2018г. Агентство ГЭФ МФСА провело ряд рабочих встреч с Группой экспертов проекта KOICA «Развитие информационной системы водного хозяйства на базе ИКТ в Узбекистане», прибывших в Узбекистан из Южной Кореи.
Всего проект KOICA включает в себя Четыре компонента: 1) Мастер-план 2) Информационная система (разработка программного обеспечения) 3) пилотный проект; и 4) Укрепление потенциала.
Первый компонент включает Мастер-план информационной системы для управления водными ресурсами и пилотный проект, инициированный KOICA, а на этапе 2 Узбекистан предполагает взять кредит от фонда EDCF $ 100 миллионов (о чем было принято постановление Президента № 2351 от 9.06 2015 О мерах по реализации договоренностей, достигнутых в ходе государственного визита Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова в Республику Корея, и дальнейшему расширению двустороннего сотрудничества).

4. Работа со СМИ.

Публикации в газетах, интернет ресурсах

Мероприятия, проводимые Агентством МФСА, освещаются в средствах массовой информации и в интернете.

Название
публикации
Дата
публикации
Источник публикации Автор
публикации
1.                   «Не надо замалчивать факты» 14.06.2018г. daryo.uz Соколов В.И.
2.                   «Будущее Узбекистана зависит именно от воды» 26.06.2018г. anhor.uz Соколов В.И.
3.                   «У Муйнака пересохло в горле» 05.09.2018г. Vesti.uz Соколов В.И.
4.                   «How a disappearing Sea became a town’s main attraction» 09.08.2018г. Газета Асахи, Япония Соколов В.И.
5.                   «Дефицит воды в Муйнаке можно решить, технически оснастив эксплуатационную систему» 29.08.2018г. Turon24 Соколов В.И.
6.                   Лесопосадки на дне Арала 17.06.2018 Народное слово Соколов В.И.
7.   «Почему Арал не единственная эко-проблема Узбекистана?» 05.10.2018г. Anhor.uz Соколов В.И.
8.                   «Жизнь после жизни: что происходит с Аральским морем» 08.06.2018г. ctzn.uz Соколов В.И.

 

Интервью ТВ, радио.

Агентством МФСА постоянно обновляется веб-сайт www.aral.uz, выпущены брошюры и другие информационные издания Агентства МФСА по проблемам Аральского моря, о деятельности Фонда, об участии Агентства МФСА в работе Водных Форумов и других мероприятиях в целях повышения информированности населения региона о предпринимаемых за последние годы со стороны МФСА мерах по смягчению последствий экологической катастрофы, восстановлению и социально-экономическому развитию зоны Приаралья и в целом бассейна Аральского моря.

В период с 25 марта по 5 апреля 2018 года Агентство МФСА оказало содействие группе Немецкого телевидения ARD произвести сьемки документального фильма о проблемах Арала, который был показан в эфире центрального телевидения Германии 14 июня 2018 года.

Интервью о проводимых мероприятиях Агентством МФСА передавались в эфир по республиканским каналам “Узбекистан 24”, “Ёшлар”, “Uzreport” и др., а также по каналам Каракалпакского и Хорезмского телевидения.

29 ноября 2018 года Руководитель Агентства МФСА дал интервью в прямом эфире для телеканала «Узбекистан 24» о создании многопартнёрского трастового фонда по безопасности человека под эгидой ООН.

 

Публикации

В отчетном году Агентством МФСА опубликован ряд статей и информационных сообщений в печатных изданиях, в частности:

Название Наименование издания Авторы/
Соавторы
1 Проблемы и решения в Южном Приаралье – их учет в ПБАМ-4 Сборник материалов международной конференции «Совместные действия по смягчению последствий Аральской катастрофы: новые подходы, инновационные решения, инвестиции» Ташкент, 7-8 июня 2018. С. 24-28 Соколов В.И.
2 Узбекистан на пути реализации Парижского соглашения по климату Сборник статей «Инновационные решения в поддержку реформ в водном хозяйстве Узбекистана» Ташкент, Baktria Press 2018. С. 6-20 Соколов В.И.
3 Новый импульс для регионального взаимодействия по проблемам бассейна Аральского моря Сб. научн. трудов

Сети водохозяйственных организаций Восточной Европы, Кавказа,

Центральной Азии «Вода для мелиорации, водоснабжения отраслей экономики и

природной среды в условиях изменения климата». Вып. 11. — Ташкент: НИЦ МКВК, 2018. С. 77-92

Соколов В.И.

 

5. Работа с национальными и зарубежными партнерами.

 

Лекция в ТИИИМСХ.

В марте 2018 года Руководитель Агентства МФСА – Соколов В.И. провел лекцию с презентацией на тему «На пути решения Аральского кризиса» для студентов Ташкентского института ирригации и инженеров механизации сельского хозяйства. В ходе лекции студенты были ознакомлены с деятельностью МФСА и реализуемых проектов и мероприятий в Узбекистане за счет Госбюджета и грантов.

 

Поездка в Калифорнию (сентябрь).

С 8 по 22 сентября в рамках программы США Cochran Fellowship и Калифорнийского университета в Дэвисе организована ознакомительная поездка по водосберегающим ирригационным технологиям для шести стипендиатов из Узбекистана (руководитель Агентства МФСА Соколов был одним из участников). Специально разработанная учебная программа была сосредоточена на технологиях и политике водосбережения в засушливых климатических условиях. Темы тренинга включали в себя: эксплуатацию и техническое обслуживание современных ирригационных систем в Калифорнии, организационную структуру и правила США по использованию воды в орошении, а также стимулы для управления и водосбережения, а также современные методы экономии воды в сельском хозяйстве и эксплуатации инфраструктуры ирригации /водоподачи. Группа ознакомилась с современными ирригационными технологиями и оборудованием, управлением водными ресурсами и сохранением окружающей среды в Калифорнии. Также были получены материалы по организационной системе США для управления водными ресурсами на местном, штатном и федеральном уровнях.

 

Встреча со студентами университета Колгейт, США.

25 мая 2018 года Агентство приняло группу студентов и преподавателей университета Колгейт, США. Была представлена презентация о проблемах Аральского моря и путях ее решения под эгидой МФСА. Мероприятие вызвало большой интерес у гостей и как студенты отметили по окончанию встречи – у них появился большой энтузиазм вникнуть в проблемы Аральского кризиса глубже и в будущем быть более активно вовлеченными в содействие нашему региону.

 

Сотрудничество с международными организациями
Агентство МФСА продолжает устанавливать новые контакты и активизирует взаимодействия с представителями международного сообщества и донорами для привлечения их внимания и усилий на решение проблем региона, в частности реализацию программ и проектов по улучшению экологической, социально-экономической и водохозяйственной обстановки в бассейне Аральского моря.

С этой целью в текущем году Агентством МФСА проведено более 30 встреч, переговоров, совещаний и консультаций с представителями авторитетных международных организаций, финансовых институтов и доноров, как агентства ООН (ПРООН, ЕЭК ООН, ЮНЕП, ЮНЕСКО, ФАО ООН, РЦПДЦА), международные финансовые институты (Всемирный банк, АБР, ИБР), агентства по развитию и международному сотрудничеству (ГИЦ, ШАРС, ШБС, ЮСАИД, KOИКA, JICA, ТИКА), международные организации (ИКАРДА, ИВМИ) и экологические организации (РЭЦЦА) и другие по различным направлениям деятельности.

Совместно с заинтересованными сторонами Агентством МФСА проведен ряд мероприятий международного и регионального уровня (конференции, семинары, сессии) в целях привлечения внимания и усилий международного сообщества для осуществления практических действий по реализации программ и проектов в бассейне Аральского моря, а также обеспечения дальнейшего развития международного сотрудничества по снижению негативных последствий экологической катастрофы.

Руководство Агентства МФСА приняло активное участие во многих значимых международных и региональных мероприятиях, в рамках которых внимание мирового сообщества было привлечено к проблемам Центральной Азии в целом и к проблемам Аральского моря.