История создания
Международного фонда спасения Арала

28 августа 1992г. (г.Нукус, Республика Узбекистан), участники международной научно-практической конференции по проблемам Арала и Приаралья в своем обращении к Президентам, парламентам и общественности государств Центральной Азии и других стран СНГ заявили о необходимости создания Международного Фонда по проблемам Арала и подписания соглашения по проблемам Аральского бассейна, правовых и нормативных документов по управлению водными ресурсами.

4 января 1993г. (г.Ташкент, Республика Узбекистан), состоялась встреча Глав пяти государств Центральной Азии, по итогам которой стороны приняли решение о создании Международного Фонда спасения Арала.

26 марта 1993г. (г.Кзыл-Орда, Республика Казахстан), Главы государств Центральной Азии утвердили Положение о МФСА, в соответствии с которым была учреждена Исполнительная дирекция Фонда в г.Алматы, а также принято решение о создании Межгосударственного совета по проблемам бассейна Аральского моря с постоянно действующим Исполнительным Комитетом в г. Ташкенте.

28 февраля 1997г., Главами государств утверждена новая Принципиальная схема управления МФСА, в соответствии с которой Межгоссовет и Исполнительная дирекция Фонда были преобразованы в Исполнительный Комитет МФСА (Исполком МФСА), размещаемый на ротационной основе в стране, председательствующей в МФСА.

В декабре 2008г. на 63-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН Международному Фонду спасения Арала предоставлен статус наблюдателя.

О Международном Фонде спасения Арала

Международный фонд спасения Арала является межгосударственной организацией, созданной в целях разработки и финансирования экологических и научно-практических проектов и программ, направленных на экологическое оздоровление обстановки в районах, подвергшихся влиянию Аральской катастрофы, а также на решение общих социально-экономических проблем региона.

Главы стран Центральной Азии, осознавая сложившуюся ситуацию, создали Международный фонд спасения Арала (МФСА). Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан выступили государствами-учредителями МФСА.

Важнейшими задачами МФСА были определены: сохранение биологического фонда Приаралья, сокращение губительного воздействия экологического кризиса на окружающую среду и, самое главное, на жизнедеятельность проживающих в регионе людей.

Основными направлениями деятельности Фонда являются:

- финансирование и кредитование совместных межгосудар-ственных экологических и научно-практических программ и проектов, направленных на спасение Аральского моря и оздоровление экологической обстановки в районах, подвергшихся влиянию Аральской катастрофы, а также решение общих социально-экологических проблем региона;

- финансирование совместных фундаментальных и прикладных исследований, научно-технических разработок по восстанов-лению экологического равновесия, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

- создание и обеспечение функционирования межгосударственной экологической системы мониторинга, база данных и других систем о состоянии окружающей природной среды Аральского бассейна;

- мобилизация средств на проведение совместных мероприятий по охране воздушного бассейна, водных и земельных ресурсов, растительного и животного мира;

- финансирование совместных научно-технических проектов и разработок по управлению трансграничными внутренними водами;

- участие в реализации международных программ и проектов по спасению Арала и экологическому оздоровлению Аральского бассейна.

Руководство МФСА осуществляется Главами государств-учредителей МФСА.

Президент МФСА избирается Главами государств-учредителей МФСА. Президент Фонда осуществляет руководство деятельностью Фонда, определяет его внешнеэкономическую и международную деятельность, вносит предложения по дополнениям и изменениям к Положению о Фонде, рассматривает и утверждает планы работы Фонда.

В состав Правления входят по одному представителю от государств-учредителей МФСА на уровне заместителя вице-премьера Правительства.

Основными задачами Правления Фонда являются:

- организация и координация реализации проектов и программ, связанных с проблемами улучшения экологической и социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря;

- оказание содействия и правительственной поддержки на территориях государств-учредителей МФСА странам-донорам, международным организациям, юридическим и физическим лицам, изъявившим желание участвовать в решении проблем Аральского моря;

- определение и рассмотрение краткосрочных и долгосрочных приоритетных задач по оздоровлению экологической обстановки в государствах-учредителях МФСА и неотложной помощи населению Приаралья.

UАгентство МФСА в Узбекистане

Информация о Агентстве

Подробней

FУчредители МФСА

Информация о учредителями Международного Фонда спасения Арала

Подробней

FПоложение МФСА

Учредительные документы Международного Фонда спасения Арала

Подробней

FСтруктура МФСА

Организационная структура Международного Фонда спасения Арала

Подробней