Агентство реализации проектов МФСА в Узбекистане

Агентство Международного фонда спасения Арала является филиалом Исполнительного комитета МФСА в Узбекистане

Агентство обеспечивает управление проектами в бассейне Аральского моря, реализуемых за счет различных источников финансирования, в том числе из бюджета Республики Узбекистан (как взносы Республики Узбекистан в МФСА).

Агентство МФСА имеет статус международной организации аккредитованной МИД Узбекистана

Руководителем Агентства МФСА является кандидат ******* наук Вадим Соколов, имеюший большой опыт и знающий все проблемы Приаралья

Стратегия развития - 2020

Преамбула

Аральское море, бывшее уникальным, красивейшим и одним из крупнейших закрытых водоемов мира, практически в течение жизни одного поколения оказалось на грани полного исчезновения, что обернулось беспрецедентным бедствием и непоправимым ущербом для жизнедеятельности проживающего здесь много-миллионного населения, экосистемы и биоразнообразия Приаралья.

В период устойчивого существования Арала ширина моря по параллели 45о составляла 284 км, длина с севера на юг составляла 426 км, протяженность береговой линии превышала 4430 км, площадь водного зеркала составляла 69,79 тыс. км2, максимальная глубина моря была 69 м, а объем водной массы составлял около 1083 км3.

Имея значительную водную поверхность, Аральское море служило климаторегулирующим водоемом и смягчало резкие колебания погоды в Центрально-Азиатском регионе. Вторгавшиеся, главным образом, с запада в регион воздушные массы в зимний период прогревались, а в летний период охлаждались над акваторией Аральского моря. Благодаря такому температурному режиму влага, переносимая воздушными потоками, выпадала в виде осадков над горами Тянь Шаня и Памира в осенне-зимний период, пополняя снегозапасы и объем ледников.

Резкое возрастание безвозвратных изъятий стока для реализации грандиозных экономических планов развития СССР (водозабор в 1970-90-е годы достигал 100 км3 в год) привело к исчерпанию компенсационных возможностей рек Амударьи и Сырдарьи. Все это, а так же естественная маловодность двух десятилетий 1960…80 годов (92 % от нормы) привели к нарушению равновесия водного баланса моря.

В результате площадь зеркала Аральского моря уменьшилась в 10 раз, и распределилась между тремя водоемами – Западное море площадью 3,27 тыс. км2, Восточное мелкое площадью 0,96 тыс. км2, и Малый (Северный) Арал – с площадью 3,4 тыс. км2. Соответственно объем воды уменьшился почти в 40 раз.

На фоне глобального изменения климата исчезновение Арала привело к тому, что с 1980-х годов темпы потепления в регионе бассейна Аральского моря превышают темпы глобального потепления более чем в 2 раза. В целом можно однозначно сказать, что в результате изменения климата в регионе наблюдаются:

• Увеличение интенсивности сухого жаркого периода, что привело к увеличению испарения по равнинной и предгорной территории

• Высокая изменчивость осадков с увеличением числа дней с сильными осадками

• Сокращение запасов снега в горах и деградация оледенения

• Увеличение повторяемости экстремальных явлений, засух и маловодья

Вследствие изменения температурного режима изменилась и структура атмосферного влагопереноса над территорией Центральной Азии. При этом осадки стали выпадать преимущественно в теплый период года, что привело к сокращению объёмов горных ледников Памира и Тянь-Шаня (темп 0,2% - 1% в год). Наблюдаются тенденции сокращения запасов снега в бассейнах горных рек региона, что ведет и к ухудшению условий водообеспеченности сельского хозяйства.

Результаты прогнозов Узгидромета показывают, что к 2050 году объем речного стока в бассейне реки Амударьи сократится на 10-15% и Сырдарьи на 2-5%. Число маловодных лет и число лет с засухой будет расти с потерей стока до 25-40% в такие периоды, что вызовет резкий рост спроса на воду и ужесточение водного дефицита.

При этом необходимо повышение оросительных норм к 2030 году на 5%, к 2050 на 7-10% и к 2080 году на 12-16%. Если не обеспечить спрос на воду, это может вызывать потери урожая сельскохозяйственных культур, что при демографическом росте будет представлять серьезный риск продовольственной безопасности и препятствовать устойчивому развитию.

Аральский кризис стал затрагивает интересы и соседних регионов, внося свой вклад и в глобальные процессы изменения климата, так как произошедшие изменения атмосферной циркуляции над территорией бассейна Аральского моря имеют определенное воздействие на атмосферную циркуляцию над всем Евро-Азиатским континентом, да и в целом в Северном полушарии. Высыхание Арала вызвало процесс опустынивания в центре пояса великих пустынь Кызылкум и Каракумы, где образовалась еще одна новая пустыня «Аралкум». Натурными наблюдениями установлено, что солевые и пыльные бури со дна Аральского моря повысили уровень содержания твердых частиц в атмосфере Северного полушария более чем на 5%, оказывая серьезное влияние на глобальное изменение климата.

Загрязненность воды и большой объем выноса соли и пыли со дна высохшего моря способствуют росту ряда соматических заболеваний среди населения Приаралья, таких как анемия, болезни почек, крови, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, сердечно-сосудистых, желчнокаменных и других болезней. Особенно сильному негативному воздействию опасной экологической обстановки подвергаются дети.

Зона Приаралья отличалась уникальным разнообразием животного и растительного мира, только численность сайгаков доходила до 1 млн. голов, флористический состав составлял 638 видов высших растений. Однако из-за исчезновения моря и деградации его экосистем, стремительно сокращаются количество произрастающих здесь растений и популяция диких животных. На грани полного исчезновения оказались 12 видов млекопитающих, 26 видов птиц и 11 видов растений.

Несмотря на сравнительно бедную биологическую продуктивность Арала до 1960-х годов это был крупнейший рыбохозяйственный водоем Центральной Азии с ежегодным уловом 15-40 тысяч тонн рыбы (в основном карповые, но также и осетровые). Для сравнения: все водоемы Узбекистана (за исключения рыбоводных прудов) производят около 8 тыс. тонн рыбы ежегодно.

С 1980 года Большой Арал полностью потерял свое рыбохозяйственное значение. В результате утраты транспортного значения моря, упадка рыболовства, животноводства и других видов хозяйствования, сокращения пастбищ и снижения продуктивности земель, десятки тысяч людей потеряли традиционные источники средств существования.

К огромному сожалению, на сегодняшний день стало очевидным, что восстановить Аральское море в полной мере уже не представляется возможным. Важнейшая задача настоящего времени - сократить губительное воздействие Аральского кризиса на окружающую среду и жизнедеятельность проживающих в Приаралье миллионов людей, в том числе путем реализации глубоко продуманных, адресных и обеспеченных надлежащими источниками финансирования проектов.

Очень важный вопрос состоит в продолжение мониторинга осушенного дна моря и особо дельты реки Амударьи и реки Сырдарьи, также как и организация управления этой сложной антропогенно-природной системы. На осушенном дне моря в настоящее время происходят за короткий период такие критические изменения природной среды, на которые в других местах затрачивались столетия.

Требуемый мониторинг должен быть комплексным и междисциплинарным, а основное внимание должно уделяться взаимодействию гидрофизических, гидрохимических, метеорологических и биологических компонентов экосистемы. Полученная в результате таких комплексных исследований информация может не только послужить для решения конкретных социальных, экономических и экологических проблем в Приаралье, но и оказаться полезной в более общем контексте, поскольку Аральское море есть своего рода «модельный объект» для исследования реакции водных экосистем на антропогенные воздействия, имеющие место во многих других регионах планеты.

Вместе с этим страны Приаралья едва ли могут в настоящее время организовать нужные исследования и мониторинг только собственными силами. Поэтому крайне необходимо участие со стороны международного научного сообщества.

Страны региона признательны международному сообществу во главе с ООН за оказание содействия в решении острейших проблем, стоящих перед государствами и населением Приаралья. Об этом, среди прочего, свидетельствует поддержка, оказываемая партнерами по развитию Международному фонду спасения Арала (МФСА), созданному в 1993 году пятью государствами Центральный Азии. За прошедший период МФСА реализовал три программы по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря общей стоимостью более 15 млрд. долл. США.

Без продолжения существенной помощи ООН и мирового сообщества трудно решить проблемы реабилитации региона, сохранения здоровья и генофонда населения, восстановления и защиты экосистем, создания всех необходимых условий для достойной жизни людей.

Агентство GEF МФСА

Агентство GEF является рабочим органом Международного фонда спасения Арала со статусом международной организации, который действует на основе прав, полномочий, льгот и привилегий, установленных Исполнительному комитету Международного фонда спасения Арала в соответствии с положением об Исполкоме МФСА .

Деятельность Агентства GEF МФСА организована за счет взносов Республики Узбекистан в МФСА и обеспечивает подготовку и реализацию проектов и программ бассейна Аральского моря в рамках бюджетов, предусмотренных для этих целей.

Проекты и программы для решения проблем бассейна Аральского моря, для которых Агентство GEF МФСА обеспечивает управление, реализуются за счет привлечения финансирования и взносов, поступающих в его распоряжение для этих целей их всех видов источников, включая средства международных доноров.

Полномочия Агентства GEF МФСА

Агентство GEF МФСА может принимать участие в деятельности, связанной с реализацией совместных проектов и программ, и выступать учредителем и финансировать различные мероприятия - как на национальном, так и региональном уровнях на территории государств-членов МФСА (Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).

Агентство GEF МФСА обеспечивает практическое управление и реализацию проектов и программ по проблемам бассейна Аральского моря и подотчетно Исполкому МФСА.

Агентство GEF МФСА координирует, финансирует, контролирует, объявляет тендеры, заключает контракты, организует закупки, и поставки оборудования, материалов и других ресурсов, осуществляет наем фирм, компаний, физических и юридических лиц для исполнения проектов и программ, их компонентов и подкомпонентов, отдельных видов работ и мероприятий.

Агентство GEF МФСА имеет право открывать текущие, расчетные и специальные счета в национальных и иностранных валютах для финансирования собственной деятельности, а также в целях обеспечения условий и требований, необходимых для реализации проектов и программ, в том числе - по процедурам Всемирного банка, Европейской Комиссии, а также других доноров участвующих в финансировании проектов и программ.

Деятельность, имущество и собственность Агентства GEF МФСА освобождаются от всех видов прямых налогов и сборов. Налогами, сборами, пошлинами не облагаются: взносы государств-учредителей МФСА, стран-доноров, международных организаций, гранты, пожертвования юридических и физических лиц, зарубежных государств и государств Центральной Азии, а также помощь техникой, оборудованием, материалами, продовольствием, медикаментами и т.д.

Стратегическое видение Агентства GEF МФСА

Народам стран бассейна Аральского моря – достойные социально-экономические и экологические условия для жизни и устойчивого развития.

Цели и Задачи Агентства GEF МФСА

Основной целью функционирования Агентства GEF МФСА является подготовка и реализация проектов и программ, направленных на решение в ближайшей перспективе следующих принципиальных задач по стабилизации ситуации в регионе Аральского бассейна:

1. Сохранение сложившегося на сегодняшний день хрупкого экологического баланса Приаралья, борьба с опустыниванием, совершенствование системы управления, экономного и рационального использования водных ресурсов.

2. Создание условий для воспроизводства и сохранения генофонда и здоровья населения Приаралья.

3. Сохранение биоразнообразия, восстановление биологических ресурсов, охрана животного и растительного мира, в том числе путем создания локальных водоемов, питомников для сохранения (восстановления) генофонда исчезающих видов флоры и фауны, расширения охраняемых природных территорий в зоне Приаралья, внедрения устойчивой системы управления водно-болотными угодьями и сохранения пастбищ.

Стратегические направления деятельности Агентства GEF МФСА на период 2020 и далее

В качестве стратегического направления деятельности Агентства GEF МФСА принята «Программа мер по ликвидации последствий высыхания Арала и предотвращению катастрофы экосистем в Приаралье», которая 16 сентября 2013 года была распространена в качестве официального документа 68-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова, действующего в то время Президента МФСА. Данная Программа всесторонне поддержана Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном.

Для обеспечения практической реализации основных задач этой программы Агентство GEF МФСА должно под эгидой МФСА организовать работы в рамках следующих стратегических направлений на период 2017-2020 годы и после:

• создание условий для проживания, воспроизводства и сохранения генофонда в Приаралье;

• совершенствование системы управления и экономного использования водных ресурсов;

• поддержание системы естественных водоемов в акватории Аральского моря и реализация масштабных мероприятий по осуществлению лесопосадок на осушенном дне Аральского моря и предотвращению опустынивания региона;

• сохранение биоразнообразия, восстановление биологических ресурсов, охрана животного и растительного мира;

• дальнейшее совершенствование институциональной основы и укрепления сотрудничества стран региона в рамках МФСА, а также активизация усилий, направленных на привлечение внимания мирового сообщества к решению проблем, связанных с катастрофой Аральского моря.

Конкретные виды деятельности Агентства GEF МФСА в рамках указанных стратегических направлений:

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ, ВОСПРОИЗВОДСТВА И СОХРАНЕНИЯ ГЕНОФОНДА В ПРИАРАЛЬЕ.

В рамках этого направления имеется в виду:

• обеспечение населения чистой питьевой водой, развитие социальной инфраструктуры и повышение качества, профилактических и лечебных услуг, создание условий для занятости и роста доходов населения;

• реализация проектов по охране здоровья матери и ребенка, укреплению материально-технической базы лечебных учреждений на селе, оснащению их современным оборудованием;

• создание необходимых социальных и экономических механизмов и стимулов для повышения качества и уровня жизни населения, развитие базовой инфраструктуры и коммуникаций, собственного бизнеса живущих в Приаралье людей, обеспечение их новыми рабочими местами и источниками доходов.

В настоящее время Агентство GEF МФСА совместно с Нукусским филиалом МФСА подготовили проектные предложения:

1. «Увеличение занятости населения Приаралья в сфере рыбоводства»

2. «Строительство систем опреснения для питьевого водоснабжения в сельских населенных пунктах Приаралья»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ.

В рамках этого направления имеется в виду:

Формирование и развитие имеющихся водоемов в дельте реки Амударья, разработка согласованных механизмов управления и охраны водных ресурсов бассейна Аральского моря, внедрение интегрированного управления водными ресурсами в бассейнах рек Амударья и Сырдарья. Реконструкция ирригационно-дренажных систем и внедрение современных водосберегающих технологий орошения – как главного потребителя воды в регионе.

Общей целью этого стратегического направления является согласование приоритетов и выработка стратегии по водосбережению и эффективному использованию водных ресурсов в регионе Центральной Азии.

Одной из главных целей является создание необходимого потенциала в регионе Центральной Азии для повышения эффективности использования ограниченных водных ресурсов и обеспечение мер по водосбережению, а также стабильности водообеспечения водопользователей на всех иерархических уровнях структуры водопользования. Этот потенциал должен стать базисом для осуществления в странах нового этапа развития сельскохозяйственного производства.

Создание стабильности водообеспечения на фоне повышение плодородия поливных земель и других мер в аграрной сфере позволит в ближайшей перспективе обеспечить дальнейшее укрепление продовольственной безопасности и самообеспеченности стран основными видами продуктов питания, а также значительный рост экспорта этой востребованной на внешних рынках продукции.

Мероприятия в рамках этого направления под эгидой МФСА предусматриваются параллельно на региональном и национальном уровне. Конечной целью является создание надлежащих условий и потенциала в странах Центральной Азии для внедрения инновационных инструментов и практики управления водой, которые можно условно подразделить на организационные и технологические.

В настоящее время Агентство GEF МФСА продвигает для реализации проектные предложения:

1. Проект «Создание малых локальных водоемов в дельте реки Амударьи. Фаза II»

2. Проект «Развитие естественных водоемов в дельте реки Амударьи»

3. Проект «Применение интегрированного управления водными ресурсами и технологии «смарт-вода» на основе внедрения ИКТ в Узбекистане»

4. Проект для адаптации к изменению климата и смягчению его последствий для бассейна Аральского моря

5. Проект по внедрению водосберегающих технологий орошения

РЕАЛИЗАЦИЯ МАСШТАБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЛЕСОПОСАДОК НА ОСУШЕННОМ ДНЕ АРАЛЬСКОГО МОРЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ОПУСТЫНИВАНИЯ РЕГИОНА.

В рамках этого направления имеется в виду:

Реализация комплекса мер по предотвращению эрозионных процессов, приостановлению и закреплению движущихся песков, недопущению подъема вредных частиц соли и песка в воздух.

Чтобы воспользоваться остатками богатств животного мира Арала необходимо в первую очередь сохранить это богатство. А для этого нужно обеспечить стабильное существование водоемов Приаралья. Причем для остатков аральской фауны губительным может явиться как пересыхание водоемов (практически все озера в Приаралье мелководны), так и их чрезмерное распреснение. Нестабильность экосистем связана с мелководностью озер (глубина обычно в пределах 1-2 м) и высокой испаряемостью (более чем 1 м в год). В результате засуха вызывает резкое уменьшение размера озер и возрастание минерализации.

Другими факторами риска являются антропогенные изменения гидрологического режима и возрастание загрязнений. Например, отвод значительного количества воды от озера Аязкуль вызвал повышение минерализации и исчезновение из планктона большинства видов аральского комплекса, отмеченного там в начале 1990-х годах. Не менее важно и то, что для Аральской биоты представляет опасность не только засухи, но значительное снижение минерализации. Большинство представителей Аральской фауны будучи солоновато-водными гидробионтами, не в состоянии обитать в пресноводных условиях.

Очень важный вопрос состоит в продолжение мониторинга осушенного дна моря и особо дельты реки Амударьи и реки Сырдарьи, также как и организация управления этой сложной человеко-природной системы. Требуемый мониторинг должен быть комплексным и междисциплинарным, а основное внимание должно уделяться взаимодействию гидрофизических, гидрохимических, метеорологических и биологических компонентов экосистемы. Ставится также задача усвоения данных мониторинга для экосистемного моделирования и прогнозирования экологических условий в регионе.

Полученная в результате таких комплексных исследований информация может не только послужить для решения конкретных социальных, экономических и экологических проблем в Приаралье, но и оказаться полезной в более общем контексте, поскольку Аральское море есть своего рода «модельный объект» для исследования реакции водных экосистем на антропогенные воздействия, имеющие место и во многих других регионах планеты. В этом смысле Аральский кризис несомненно имеет мировое значение.

В настоящее время Агентство GEF МФСА продвигает для реализации проектные предложения:

1. Проект «Национальная программа комплексного облесения осушенного дна Аральского моря»

2. Проект «Создание защитных лесных насаждений на площади 20 тыс. га осушенного дна Аральского моря из местных древесно-кустарниковых растений»

3. Проект «Создание Бухарского зеленого заслона»

СОХРАНЕНИЕ БИОРАЗНООБРАЗИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ, ОХРАНА ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА.

В рамках этого направления имеется в виду:

Сохранение и защита исчезающих видов флоры и фауны, создание питомников для сохранения (восстановления) их генофонда, расширение охраняемых природных территорий в зоне Приаралья, внедрение устойчивой системы управления водно-болотными угодьями и сохранение пастбищ.

В настоящее время Агентство GEF МФСА продвигает для реализации проектные предложения:

1. Проект «Мониторинг биоразнообразия ветландов Южного Приаралья»

2. Проект по улучшению управления водно-болотными угодьями и сохранения пастбищ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ.

В рамках этого направления имеется в виду:

Дальнейшее совершенствование институциональной основы и укрепления сотрудничества с международными организациями, а также активизация усилий, направленных на привлечение внимания мирового сообщества к решению проблем, связанных с Аральской катастрофой. Для достижения поставленной этой стратегической цели ставятся следующие задачи:

1. Создание и развитие платформы постоянного взаимодействия региональных организаций для продвижения согласованных и целенаправленных действий в области устойчивого развития и управления водными ресурсами в Центральной Азии.

2. Повышение заинтересованности в коллективных и скоординированных действиях на региональном уровне путем подготовки и реализации совместных проектов и программ.

3. Укрепление потенциала региональных организаций посредством обмена опытом, знаниями и демонстрацией лучших практик.

4. Укрепление доверия путем открытости информации, расширения личных и профессиональных контактов между специалистами, а также разработкой долгосрочных программ сотрудничества.

Для формирования и представления скоординированного регионального подхода по вопросам управления водными ресурсами и устойчивого развития, Агентству GEF МФСА представляется необходимым:

• Практиковать проведение регулярных встреч региональных организаций с представителями международных организаций и стран-доноров с целью привлечения их внимания, усилий и средств на реализацию проектов, направленных на смягчение негативных последствий высыхания Аральского моря, а также оздоровление зоны Приаралья. Проводить дважды в год встречи с донорскими организациями по информированию о ходе реализации проектов и предложений по новым проектам

• Активное участие представителей региональных, международных организаций и доноров в различных мероприятиях (встречах, семинарах, конференциях, круглых столах и других мероприятиях), организуемых по актуальным вопросам бассейна Аральского моря.

• Совместно участвовать и взаимодействовать в рамках региональных и международных процессов, включая, но не ограничиваясь климатическим процессом (пост-Парижский период до 2020, Климатический форум Центральной Азии при поддержке Всемирного банка), мероприятиями по окружающей среде и устойчивому развитию (например, министерские конференции «Окружающая среда для Европы»), по развитию водного сотрудничества и устойчивому управлению водными ресурсами (например, научно-практические конференции МКВК, «Капля воды - крупица золота» в Туркменистане, Душанбинские конференции по воде, Неделя воды в Стокгольме, Всемирный водный форум, деятельность Азиатского водного совета и др.).

• Участие и поддержка национальных и региональных сетей сотрудничества (например, сеть Глобального водного партнёрства и Сеть водохозяйственных организаций Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии) через содействие участия стран в региональных и международных процессах по экологии, водным ресурсам и энергетике.

КЛЮЧЕВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПАРТНЕРЫ АГЕНТСТВА GEF МФСА:

Исполнительный Комитет Международного Фонда Спасения Арала (ИК МФСА);

Филиалы МФСА в странах;

Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК) и ее органы - НИЦ МКВК, Секретариат МКВК, БВО – Амударья и БВО – Сырдарья;

Межгосударственная комиссия по устойчивому развитию (МКУР) и ее органы - НИЦ МКУР и Секретариат МКУР;

Региональный центр гидрологии (РЦГ) МФСА;

Национальные министерства и ведомства пяти стран Центральной Азии;

Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦЦА);

Агентства в системе ООН - Экологическая программа ООН (UNEP), Программа развития ООН (UNDP), Европейская Экономическая Комиссия ООН (ЕЭК ООН), Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН), Региональный центр превентивной дипломатии для Центральной Азии (РЦПДЦА), Сельскохозяйственная и продуктовая организация ООН (FAO);

Международные банки и агентства - Всемирный банк (WB), Азиатский банк развития (ADB), Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ), Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству (SDC), Японское агентство по международному сотрудничеству (JICA), Корейское агентство по международному сотрудничеству (KOICA);

Европейская Комиссия;

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);

Организация Исламских государств;

Глобальное водное партнерство Центральной Азии и Кавказа (GWP CACENA);

Всемирный водный совет (WWC);

Азиатско-Тихоокеанский водный форум (APWF);

Азиатский водный совет (AWC);

Сеть водохозяйственных организаций Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (INBO-EECCA) и многие другие.